Аня Данилова |
Сергей! |
Недавно в группе «Тайп энд Тайпографи» в Фейсбуке было масштабное обсуждение темы воровства: Илья Рудерман рассказал о том, как компания ТайпТайп выпустила шрифт, который был очень похож на Казимир. Это тот редкий случай, когда я очень советую прочитать все комментарии к посту в Фейсбуке. Независимо от изначальных обвинений и вытекающих споров в самом посте, в комментариях собрались шрифтовики, разработчики и дизайнеры. Их соображения о том, что такое копирование и воровство шрифта, очень интересно прочитать. Юрий Ярмола, создатель шрифтового редактора Фонтлаб, даже сделал компаратор и протестировал несколько шрифтов на сходство контуров. Я считаю, что проценты соотношения контуров, пропорций и метриков — это интересно и весело, но недостаточно для того, чтобы решить проблему воровства. Тот же Ярмола пишет: получение копии при помощи простых «механических» манипуляций — клонирование. «Перерисовка» — нет. Я согласна с этим высказыванием. На мой взгляд единственный способ не копировать чужой контур — не лезть в чужой шрифтовой файл, но подглядывать и анализировать похожие шрифты. Любое создание шрифта должно быть оправдано задачей. Сделать шрифт, чтобы «просто был», — плохая задача. Сделать шрифт как Проксима Нова, чтобы стал бестселлером на Майфонтсе, — плохая задача. |
Задача здесь выполняет функцию миссии — чем вы поможете миру или себе, если создадите новый шрифт? Без чёткого ответа на этот вопрос нет смысла создавать шрифт, да и в принципе любой продукт. Сделать шрифт в качестве студенческого проекта, чтобы понять и проанализировать природу знаков и типографики — хорошая задача. Сделать фирменный шрифт для конкретной компании — хорошая задача. Сделать шрифт для журнала, который верстаешь, потому что ни один из существующих тебе не подходит, — тоже хорошая задача. |
Допустим, у вас есть задача создать шрифт, похожий на Гельветику, в образовательных целях. Откройте Гельветику, посмотрите на неё в наборе, проанализируйте характерные знаки. Закройте и начните рисовать свой шрифт. Вам может казаться, что вы всё запомнили и сейчас сразу нарисуете копию Гельветики. Но, скорее всего, это будет не так, и у вас получится коктейль из воспоминаний и собственных ощущений от чужого шрифта. В вашем шрифте будут другие пропорции, другое белое, другая логика некоторых знаков — вероятнее всего, это будет совсем другой шрифт. В |
|
Любой хороший дизайнер «ворует», но вопрос в том, как именно. Я считаю, что взять чужую картинку и рисовать То же самое и с шрифтом: открыть шрифтовой файл и посмотреть, как другой дизайнер решил задачу, можно для общего понимания и анализа. Открыть шрифтовой файл, чтобы на основе чужой работы сделать свой продукт, — непрофессионально, но, что самое плохое, непонятно, зачем. |
|