x
 
Антон Лях
29 июля 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Аня, расскажите, пожалуйста, как отличить хороший шрифт от плохого?


Антон!

Конечно, продуманный, качественно сделанный шрифт можно назвать хорошим, а сделанный на коленке шрифт будет, скорее всего, плохим. Но я придерживаюсь мнения, что некорректно оценивать шрифты как хорошие или плохие. Вместо этого я предлагаю оценивать шрифты как решающие или не решающие задачу.

Решает ли шрифт вашу задачу, зависит от множества факторов и конкретной ситуации.

Студент, который в первый раз сделал шрифт, может набрать им плакат и получить зачёт. Задача решена, но только для него — вряд ли таким шрифтом сможет воспользоваться кто-то ещё. Для создания функционального продукта нужен более основательный подход.

Дизайнер выбирает шрифт для логотипа и останавливается на шрифте с непривычными формами. Шрифт срабатывает в логотипе, потому что привлекает внимание неординарным рисунком, но не сработает в наборе текста. Для текста формы знаков должны быть легко считываемыми, глаз не должен спотыкаться о формы букв.

Шрифт с плохим кернингом или его отсутствием может сработать в логотипе, где дизайнер сам настроит расстояния между буквами. Недоделанный шрифт с некачественным рисунком может послужить основой для создания летеринга, но как шрифт он работать не будет.

Назначение, рисунок, расстояния, фичи шрифта, выбранный кегль, вёрстка и многое другое — это то, от чего будет зависеть выбор шрифта для работы. Шрифт — это инструмент, и всегда нужно следить за тем, насколько он подходит к конкретной задаче.

В этом совете я расскажу о, казалось бы, самом очевидном требовании к шрифту — наличии нужных глифов.

Чтобы пользоваться шрифтом, недостаточно иметь только кириллические и латинские знаки. В первую очередь, помимо базовых алфавитов нужны цифры и пунктуация: без них можно обойтись разве что в логотипе.

Уже на уровне пунктуации могут возникнуть проблемы. В каких-то шрифтах может не быть длинного тире, в каких-то — математических знаков.

Стоит быть особенно внимательным, если тексты, для которых приобретается шрифт, написаны не на английском или русском, а, например, на сербском или норвежском. В таких случаях в шрифте должна быть расширенная латиница или кириллица.

Проверять наличие нужных глифов стоит и в веб-шрифтах. Часто для уменьшения веса файла в шрифте обрезают ненужные знаки: расширенную латиницу, индексы и прочее. Но если в продукте появляютcя обрезанные знаки, это сразу бросается в глаза:

На сайте «Вилладж» заголовки набраны шрифтом «Адель», а подзаголовки — «Проксимой Нова». В знаковом составе «Проксимы» есть перечёркнутая «О», однако на сайте явно используется обрезанная версия шрифта. Слетевшая перечёркнутая «О» раздражает

Иногда под рукой у дизайнера нет кириллицы, и ему приходится импровизировать:

Обложка семейного фотоальбома из Турции, 1996 год. Изобретательность дизайнера поражает, но самые мои любимые находки — «Ш» как перевёрнутая «Е» и «Д» как модифицированная «Дельта»

Стенд на горе Тибидабо, Барселона. Дизайнер решил не париться и поставить вместо мягкого знака букву «b»

Рекламный банер на фуникулёре в Барселоне. Тут наиболее примечательны «б» и «ж». Буква «б» — это пристроенный кусочек полуовала к букве «о», а «ж»— это две зеркальные латинские «k»

Знак рубля появился в Юникоде ещё в 2014 году, однако не все шрифтовые компании вставляют его в свои шрифты. Если вы знаете, что для вашей работы вам обязательно нужен этот глиф, уточните его наличие, прежде чем выбрать шрифт.

Часто нужные глифы отсутствуют в бесплатных шрифтах. Такое происходит, например, когда шрифтовик хочет «быстро» охватить кириллический рынок, но не изучил вопрос и не сделал глифы для украинского и белорусского языков. А иногда шрифтовики, делающие бесплатные шрифты, даже и буквы «ё» или «й» в кириллице забывают.

Поэтому я редко доверяю бесплатным шрифтам, но по надобности сразу проверяю, какой знаковый состав у шрифта.

Помимо блока с основными латинскими глифами в Юникоде есть пять блоков с расширенной латиницей. Самый распространённый — «Расширенная латиница-А». Блок покрывает чешский, голландский, польский, венгерский, латышский и другие европейские языки.

В кириллице в основном блоке помимо русского алфавита есть ещё глифы для белорусского, болгарского, сербского, абхазского, казахского и многих других алфавитов. Также в Юникоде есть три блока расширенной кириллицы — в основном для старославянского и церковнославянского языков.

В шрифтах с бесплатной лицензией часто есть возможность самостоятельно дорисовать нужные вам глифы. Но для этого придётся иметь шрифтовой редактор и создавать отдельный шрифтовой файл. Лучше написать создателям шрифта и попробовать договориться о дорисовке глифов за деньги или предложить обновить знаковый состав в следующей версии.

Но, на мой взгляд, это всё слишком сложные решения. Проще найти шрифт с уже существующими глифами, которые вам нужны.

Если шрифт кажется вам подходящим, смотрите в первую очередь состав глифов — он должен быть на странице описания у любого шрифта. Если в шрифте нет нужных вам глифов, он вряд ли сможет быть функциональным и надёжным для вас. Следовательно, задачу он не решит.

В следующих советах я расскажу о других факторах выбора шрифта — рисунке знаков, кириллице, фичах, начертаниях и прочих.

О бесплатных лицензиях на шрифты

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как подружить шрифт и иконку Как работать со шрифтами 3 Какие шрифты подходят для газетной вёрстки?




Недавно всплыло

Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 1