x
 
Дима Губанов
23 декабря 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Можно ли брусковыми шрифтами набирать текстовые блоки? Имею в виду брусковые шрифты с засечками, типа Офисины Сериф.

Возникло ощущение, что такие шрифты предназначены для заголовков.


Дима!

Брусковые шрифты и текстовые блоки — очень обобщённые понятия. Классификации «брусковые шрифты» явно не хватает, чтобы понять, можно ли их использовать в текстовом наборе в мелком кегле или нет. А текстовые блоки могут быть и выносами с большим кеглем, и полосой набора в книге.

Всё-таки основное отличие шрифтов — их предназначение: акцидентные или текстовые. Текстовые шрифты можно увеличить и получить заголовки и другую акциденцию, акцидентные шрифты нельзя уменьшить и использовать для набора сплошного текста.

Брусковые, или египетские, шрифты — это общее название шрифтов с засечками прямоугольной формы. Брусковые шрифты появились в самом начале 19 века и сначала заняли нишу акцидентных шрифтов: ими набирались рекламы, плакаты, листовки.

Примеры британской рекламы 19 века. Васианед

Реклама 19 века — это такой типографический взрыв. Печатники и пуансонщики начали усиленно экспериментировать с шрифтовым наследием: увеличивать контраст до предела в дидо-подобных шрифтах, приделывать засечки причудливой формы, а то и убирать засечки вовсе.

Примеры экспериментов с буквами, варианты форм засечек. Тал

Сложно представить такие шрифты в меньших кеглях и в наборе сплошного текста. Однако в середине 19 века появляются шрифты с брусковыми засечками, которые используются и в текстовом наборе — например, в газетах. Самый известный пример — Кларендон.

Кларендон в наборе шрифтового каталога. Автор шрифта Роберт Бесли в тексте обращается к нечестным конкурентам, которые воровали рисунок шрифта из-за его возрастающей популярности

Кларендон — тоже брусковый шрифт, однако засечки переходят в штрихи с небольшим скруглением. Шрифт быстро стал популярен, потому что хорошо пропечатывался даже на дешёвой бумаге и при плохой печати. По рисунку Кларендон похож на переходную антикву, которой добавили жирности и увеличили засечки. Из-за этих особенностей существует отдельный подкласс брусковых шрифтов: шрифты типа Кларендона.

Скайлар Чалланд о шрифте «Кларендон»

Шрифты типа Кларендона — это известные гарнитуры «Скулбук», или «Школьная», «Академическая» и другие. Удобочитаемость у таких шрифтов несмотря на брусковые засечки высокая — например, Скулбук до сих пор используется в русской школьной литературе.

Шрифт «Кларендон» в основном наборе учебника. Математика. 5 класс. Просвещение

Офисина Сериф — шрифт с брусковым засечками, который был выпущен в паре с Офисиной Санс для бизнес-корреспонденции в 1990 году. Задача стояла примерно такая же, как и в 19 веке: создать шрифт, который хорошо отображался бы даже при плохой печати с маленьким разрешением.

Позже семейство «Офисина» стало настолько популярно, что использовалось и в рекламе, и в текстовом наборе.

Шрифт «Офисина» в газете

Текстовые брусковые шрифты до сих пор популярны и в печатной продукции, и в вебе. Например, шрифт с брусковыми засечками «Чартер» и сейчас очень популярен в наборе книг и периодики в России и не только. Он объединяет в себе удобочитаемость переходных антикв и заметные засечки, поэтому и считывается, и пропечатывается отлично.

В 2005 году студия «Коммершл Тайп» выпустила шрифтовое семейство «Гардиан». В основном наборе и газеты, и сайта используются брусковые начертания:

Классификация шрифтов далеко не всегда определяет то, где эти шрифты могут использоваться. Некоторые брусковые шрифты специально разработаны для текстового набора, некоторые — исключительно акцидентные шрифты. Чтобы понять, какой шрифт для каких задач будет оптимальным, советую читать аннотации создателей шрифта.

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как подружить шрифт и иконку Как работать со шрифтами 3 Какие шрифты подходят для газетной вёрстки?




Недавно всплыло

Правдивость 4 Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2 Почему в переписке нельзя использовать «Доброго времени суток»? 2 Невозможно собрать портфолио 1