x
 
Анюта П.
19 мая 2012

Не первый раз советуют «поиграться со шрифтами». А как с ними правильно играться?

Например, вот задание, научный портал N. Название должно быть на русском. Перепробовала всё — прав заказчик: или несерьёзно, или неубедительно. Всё — в разных сочетаниях и начертаниях. Гуглится в основном совок с вензельками или очень характерное. О шрифтах читала. Не помогло.

А хочется чего-то полужирного, серьёзного и элегантного. Где брать стильные шрифты, в том числе кириллицу к ним? Существует ли программа для организации шрифтов в системе? Знакомый программист сказал, что невозможно облагородить выпадающий список шрифтов: чтобы выводились по группам, например, только кириллические, потом декоративные.

Интересно, как эту проблему решают мегапрофи? Заранее благодарю!



Анюта!

«Играться со шрифтами» можно так: вы говорите — Футура; я, стало быть, на «a» — Ариал; вы на «л» — Лазурский; я на «и» — Интро…

Смысл моей шутки в том, что дизайнеру стоит знать шрифты поимённо и «в лицо», как знают друзей, кумиров и Путина. То есть знать их типажи и повадки. Тогда мучительный подбор шрифта отпадает сам собой, — вы просто распознаёте требующийся под задачу характер шрифта и легко вытаскиваете искомую гарнитуру из памяти. Последняя — лучший менеджер шрифтов.

Я не говорю о школьном зазубривании. Просто держите руку на пульсе типографики: забегайте порой на минутку-другую-часик, например, в рубрику или галерею типографики Беханса, как забегаете посмотреть на новую коллекцию в любимый бутик или рассматриваете фешн-тенденции в «глянце». Сохраняйте полюбившееся — и обзаведётесь приличной коллекцией шрифтов. И скорее научитесь распознавать настроение шрифта в различных графических контекстах — ведь авторы шрифтов щедры на подсказки: приводят примеры их использования на разных носителях и в разных приёмах.

Кстати, там же случаются и анонсы хороших бесплатных шрифтов. Ещё по части бесплатных и харáктерных, в том числе кириллических, шрифтов я советую Фонт-фабрик.

Если в какой-то момент вам всё-таки приспичит найти новый шрифт, так как имеющиеся не удовлетворяют, то следует отправиться в гипермаркет шрифтов. Я бы рекомендовал Май-фонтс. В разделе FindFonts — развитая и удобная система тегов для сужения поиска. Так вы свои «стильные» и кириллические найдёте скоро. Режим предпросмотра в помощь: можете посмотреть, как выглядит нужное слова в этом шрифте. Затем и покупать его, если пришёлся впору.

Что касается «облагороженного» списка шрифтов по типам — это от лукавого. Деление шрифтов на типы в практическом применении бессмысленно, так как один и тот же шрифт может быть удачен в совершенно разных графических контекстах.

Например, Гордоновский «21 цент» одновременно держит как классическую вёрстку:

так и разнузданно современную:

Куда после этого прикажете его отнести?

Я бы отнёс в папку Леттерхед — по наименованию студии-разработчка. По мне — единственно стоящая сортировка: и авторам — дань уважения, и вам — быстрота напоминания на случай, если забыли название гарнитуры (мастера точно вспомните).

На Маке я доволен стандартным Фонтбуком; на ПК последнее время полюбился Фонт-навигатор, хотя прежде использовал Адоби Тайп-менеджер. Принцип во всех одинаковый: создаёте папки, наполняете шрифтами, включаете-отключаете по мере надобности.

Ещё я предостерегу вас от изобилия шрифтов. Дизайнеры полагают, что если установят себе тысячу шрифтов, это облегчит им профессиональную жизнь. Напротив — осложнит: бардак и расфокусировка. Дизайнеру для хорошей работы требуется мало шрифтов. Наиболее универсальные кочуют из проекта в проект, а мастерство дизайнера удерживает от однообразности проявления. Особые шрифты под конкретный проект зачастую этим проектом и ограничиваются.

В прошлом году я пользовался не более чем пятнадцатью шрифтами, половину из которых использовал и в позапрошлом. В основном это были шрифты Гордона, чуть меньше Паратайпа и ещё меньше Мацуева и Фонт-фабрик.

P. S.
Это был субботний совет о логотипах и фирменных стилях. Хотите узнать всё об идентификации, брендинге, семантике, эстетике и летеринге? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Рома Кривенко
19 мая 2012

С покупкой гарнитуры, подходящей для конкретного проекта или заказом отрисовки шрифта, летеринга для логотипа, цитаты, проблема игры со шрифтами отпадает сама собой. То есть, играя, клиент делает реальные ставки — так гораздо интересней.

Естественно, порекомендовать клиенту правильный шрифт и обосновать рекомендацию — задача дизайнера. Например, на Майфонтсе или Паратайпе можно набрать нужное слово или фразу, скопировать картинку и примерить для себя к логотипу или вёрстке перед покупкой.

Ростислав Чебыкин
19 мая 2012

Когда мне предлагали «поиграть со шрифтами», я каждый раз приводил такой аргумент:

Посмотрите на самые успешные сайты как в мировом, так и в русскоязычном интернете. Например: Гугл, Ютуб, Яндекс, Википедия, Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер. Никто из них не «играет со шрифтами», все они используют стандартные системные шрифты вроде Ариала или Тахомы; причём чаще всего один‑единственный шрифт на весь сайт.

А теперь посмотрите на сайты, где‑таки «играли со шрифтами». (И показывал типичные поделки диких степных дизайнеров).

Примерно две трети собеседников после этого соглашались на Ариал, с остальными мы вежливо прощались.

Максим Около-Кулак
19 мая 2012

Зачем пытаться растаскать шрифты по папкам и выводить критерии отбора? Физическая сортировка на уровне файловой системы — рудимент интерфейсов.

Программ, позволяющих присвоить шрифтам тэги, десятки. Например: «современный + плакатный + гротеск», или «google online fonts + ultra thin». Это также решит проблему с несовершенством памяти: бегло пролистав 20-25 тэгов, можно за пару минут ограничить себя очень узкой выборкой.

Сам использую «Нексус фонт», слышал о минимум двух бесплатных альтернативах.

Юрий Хан
19 мая 2012

Вы делаете логотип (как можно понять по примерам на картинке) или вёрстку собственно сайта (как можно подумать по примерам заголовка и абзаца)?

Заголовки и основной текст оставьте в покое. У пользователя уже есть любимый шрифт для больших кусков текста, и он задан как шрифт по умолчанию в браузере.

Логотип можно сделать Компьютер Модерном — это тот самый по умолчанию в TeX’е, традиционной издательской системе науки.

Александр Дебкалюк
19 мая 2012

Ещё можно попробовать сесть и нарисовать шрифт. Не весь — только для логотипа, например если задача этим ограничивается.

По крайней мере, так сможете выбрать что-то устраивающее и вас, и заказчика — потом уже пробовать найти шрифт, максимально похожий на нарисованный.

Майк Светлов
21 мая 2012

Фонтмассив (FontMassive) — шикарная штука в деле, когда требуется пересмотреть кучу шрифтов в куче папок. Долго искал подобную программу. Притормаживает, правда.

Сергей Комаров
21 мая 2012

Если всё-таки необходимо упорядочить шрифты, то в качестве фонт-менеджера могу посоветовать бесплатный Нексус фонт (http://www.xiles.net/nexusfont/), у которого мне подходит:
бесплатность,
каталогизация шрифтов,
теги,
просмотр шрифтов и пробная печать выбранных шрифтов,
использование шрифтов без установки в систему (актуально для временных работ).

Как говорит Иван, для работы вполне можно обойтись парой десятков шрифтов. Если вы затрудняетесь (как и я :-) выбрать собственный «базовый пакет», то вам помогут:
рейтинг Майфонтса (http://www.myfonts.com/search/charset:cyr?sort=sales);
Typefaces of The World (http://blog.wanken.com/7644/typefaces-of-the-world-poster/);
You Need A Typeface (http://julianhansen.com/);
и, конечно, Periodic Table of Typefaces (http://www.squidspot.com/Periodic_Table_of_Typefaces.html).

Конечно, это не догматы, но в качестве отправной точки можно рассматривать.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

6 Подскажите, как поступать с числительными в названиях компаний? 3 4 1




Недавно всплыло

1 Всё просто 2 3 Правдивость 3