А. Г. |
Сегодня заключительный Важность конструкции нельзя недооценивать. Сколько ни говорится красивых слов о том, что дизайнер проектирует сценарии, интерфейс должен быть невидимым, а «дизайн — это как продукт работает, а не выглядит», 99% результатов нашей повседневной работы — это макеты, экраны, страницы и шаблоны. Если дизайнер не может скомпоновать макет, результат будет слабым и любительским. Вслед за Полом Рэндом процитирую Людвига Миса ван дер Роэ: «Форма — это не цель, это результат нашей работы». Если дизайнер наловчился верстать, он рискует превратиться в робота — генератора идеальных скучных макетов. Рано или поздно он задумывается об эстетике, визуальной культуре и стиле. И здесь он переходит из области геометрии в область культурологии, искусства и гуманитарных наук. Какой должна быть эстетика? На какую культурную традицию опереться? Какой стиль выбрать? Это не заумные научные вопросы, надо каждый день выдать макет, чтобы клиенту понравилось и ребятам не стыдно показать. Мода облегчает ответы на такие вопросы. Два года назад дизайнеры рисовали фоны из дерева и замши, год назад — градиенты от лилового к жёлтому, сегодня обратились к матовым полупрозрачностям. Но если следовать за ребятами на Бехансе и Дрибле, получится третьесортный результат. Ребята на Бехансе и на Дрибле следуют за трендсеттерами — крупнейшими дизайнерами и рекламистами, и выдают вторичный результат. А хочется думать самому и отличать хорошее от плохого. На что опереться русскому дизайнеру? |
Славянская кириллическая традиция красива, интересна для изучения и бесспорно наша: Но придётся цинично признать, что толку от устава, полуустава и вязи для ежедневной коммерческой работы никакого. Корни забыты, традиции утеряны, а главное — не имели развития в двадцатом веке. В лучшем случае сегодня это выглядит так: Прямо скажем, узкоспециализированно. Русский дизайнер оглядывается на американскую культуру: оттуда пришли главные бренды, традиции и приёмы рекламы: Весело и вкусно, но обратите внимание на типографику: прописные буквы и «кирпичное» выравнивание текстовых строк. Британский Макдональдс тоже устроен по американским принципам: Это неслучайно, у американской культуры сравнительно недолгая, но устоявшаяся и развивающаяся традиция: Передовой американский продукт выглядит смело и уверенно: Рядовая американская реклама выглядит топорно и прямолинейно: А на русской почве всходит такое: В российских дизайнерских вузах преподаватели учат (говорят, даже заставляют) дизайнеров набирать прописными и верстать кирпичами: Но зачем? Вклад Америки в дело капитализма неоценим, но в типографике логичнее опереться на европейскую культуру: Ведь цивилизация и печатное слово пришли к нам оттуда. Европейская традиция, к которой можно смело обращаться без риска удариться в стилизацию — эпоха Возрождения: |
Сайт Сергея Кузнецова о русской письменности |
Главные идеи Возрождения, с которыми сложно не согласиться,— внутренняя и внешняя красота человека, универсальное образование, совершенствование знаний и умений, обращение к классике. Антиква, гармоничные пропорции и поля, элегантная типографика, изящные иллюстрации — подходящий антураж для интеллектуального чтения, научного материала, умного и роскошного продукта. В этом беспроигрышном жанре сделаны книги Эдварда Тафти: |
Свёрстан промосайт Эпла: |
И страница Коворкафе: |
Итак, одной ногой наш дизайнер стоит на традициях Возрождения. На что поставить другую? Второй железобетонный европейский жанр имеет много имён: международный дизайн, швейцарская типографика, стиль аэропорта, европейский модернизм. Я называю его просто и непритязательно — «икея»: |
Патриоты могут быть спокойны, потому что швейцарская типографика выросла из Баухауса, а Баухаус заимствовал у группы «Стиль». На всё это прямо или косвенно повлияли наши соотечественники: Лисицкий, Кандинский, Родченко, Маяковский, Малевич. К сожалению, потом опустился железный занавес, и мировой дизайн в двадцатом веке развивался уже без нас. Флаговый набор, контраст кеглей, модульная сетка — универсальный визуальный язык деловой информации, транспортной навигации, рекламы, упаковки, инструкций к телевизорам и всего на свете. Это дизайнерский режим по умолчанию. Евродизайн прекрасно работает в интерфейсах: На картриджах для принтера: В фирменных стилях банков: |
В |
Возрождение или «икея» — это базовый выбор нейтрального скелета дизайна. Чтобы дизайн работал и запоминался, на него нужно нарастить мясо — графический ход и фирменный стиль. Чтобы выйти за рамки модных клише Беханса и Дрибла, дизайнеру нужна культурная эрудиция. У нашего героя — русского дизайнера — остались свободны руки, глаза и голова. Их стоит употребить на изучение истории искусств, промышленности, архитектуры, типографики, отдельных художников, стилей в иллюстрации и рекламе. Дизайнер должен коллекционировать наблюдения, предметы, явления и форматы. Всё что произошло до и после Возрождения, до и после швейцарского стиля, до и после Петра I — бесконечный источник подсказок, решений и вдохновения. Уважаемые советчики! Я прощаюсь с вами до 1 февраля 2015 года и вернусь к вам с новой рубрикой. До встречи. |