x
 
Дмитрий Сосунов
23 апреля 2007

Артем, здравствуйте.

Возникла проблема с отображением информации для оператора GSM-устройств.

Задача: предоставить отчет о состоянии небольшого количества GSM-устройств с целью максимально помочь оператору определить неисправность (она либо есть, либо ее нет — подробности не волнуют).



В данном случае мы имеем дело с автоматизированной системой, в которой человеку отводится чисто механическая роль. Очевидно, что в ситуации, когда компьютерная программа может самостоятельно принять все необходимые решения, роль экранного интерфейса должна быть сведена к отдаче краткой и информативной команды оператору. Построения, требующие от оператора сверки пятнадцатизначных номеров, должны сразу отметаться хотя бы из универсального принципа интерфейса: «Пусть потеет машина».

Рабочее место должно быть построено так, чтобы привычки, формируемые у оператора, способствовали правильному выполнению задачи, поскольку все действия будут выполняться практически бессознательно.

Мое предложение заключается в следующем. Модемы пронумерованы от одного до десяти. Оператор следит за экраном команд, который однозначно показывает, что все хорошо и никаких действий предпринимать не нужно. Оператор должен понимать, что список команд пуст, но система работает. В момент, когда одна или несколько сим-карточек должны быть заменены, соответствующие команды добавляются в список. Отдельная команда должна состоять только из номера модема, например:

  • Заменить карточку у модемов
  • 1
  • 8
  • 3

По мере того, как оператор выполняет команды, соответствующие номера автоматически исчезают из списка. При этом в процессе выполнения команд могут добавляться новые номера. Таким образом, задача оператора — опустошать список. Если оператор по ошибке заменит карточку не у того модема, ничего страшного не произойдет, просто команда не исчезнет с экрана.

Неиспользованные карточки оператор берет из одного ящика, использованные складывает в другой. Для того чтобы оператор не мог перепутать ящики, можно расположить ящик с использованными карточками ниже рабочей поверхности или просто на полу. В этом случае вырабатывается привычка: взять из ящика на столе карточку, заменить в модеме, бросить использованную в нижний ящик. Нагнуться за использованной карточкой — непривычное действие, поэтому вряд ли будет совершено по ошибке.

Нужно обязательно предусмотреть, что человек старается выполнить любую операцию самым легким способом. Если он видит три команды, то, скорее всего, возьмет из ящика сразу три карточки. В этом случае есть вероятность перепутать неиспользованные и только что извлеченные карточки. Но, во-первых, это не приведет к критическим проблемам (просто на экране останется соответствующая команда), а во-вторых, у оператора можно выработать привычку сразу сбрасывать в ящик извлеченную из модема карточку.

Приведенная схема требует гораздо меньшей квалификации оператора, чем та, что необходима для восприятия предложенных вами экранов. Думаю, это немаловажно для такой, прямо скажем, малоинтеллектуальной работы.

Вероятно, самым показательным примером построения подобных регламентов являются санитарные и этические правила проведения медицинских процедур, особенно хирургических операций, в которых цена ошибки очень высока. Они определяют, на какой высоте должен располагаться столик со стерильным инструментами, куда складываются использованные инструменты и материалы (как правило, вниз), как передавать инструменты, как отдавать команды персоналу.


Поделиться
Отправить

Комментарии

Алексей Мельников
23 апреля 2007

Дмитрий! Карточки можно хранить в устройстве, подобном оружейному магазину, но вместо патронов – SIM-карты. Только слегка модернизировать устройство, чтобы загружать можно было с одной стороны, а доставать с другой. Получится этакий круговорот карточек, и не будет ни коробок, ни путаницы.

Митя Маров
23 апреля 2007

Итак, утро, 9:00. «Магазин» заполнен карточками и все рабочие. В 9:15 одна из карточек отказывает функционировать, появляется сообщение о замене. Оператор берет новую карточку, вытаскивает старую, заменяет, идет обратно к «магазину» и вставляет отработанную. Как ему в 17:35 узнать, что следующая карточка в «магазине» на сегодняшний день не отработана? Значит, нужно как-то считать замену карточек и фиксировать это. В прекрасные 17:40 на экране должно появиться сообщение: «Я уверен, что карточек больше нет, идите домой». Оператор уходит. Лаконично, просто, легко запомнить.
Остается один момент. Как сконструировать такой «магазин»? (В кавычках все время потому, что магазин для патронов работает так же как стек, но никак не насквозь — обратный стек.) Рожок пистолета сконструирован по принципу пружинного выталкивания всех патронов. К тому же, патроны — одноразовые, недеформирующиеся в руках объекты, а вот SIM-карточки с силой запихнуть не получится; значит, пружина и механизм держателя должны быть нежными. Вариант — не вертикальный, а горизонтальный «магазин» — очень похож на вариант с двумя коробками. Однако, имеет плюс: можно точно отслеживать, какая карточка в какое время заменена и прошли ли для нее 24 часа ожидания до нового цикла использования.

Да, мне думается, что «магазин» — хороший вариант, весьма. Разве что, я бы поменял местами выдачу и вход. Выдачу карточек сделал бы снизу, а ввод отработанных сверху. Так привычнее. Особенно, если учесть, что для того, чтобы вставить новую карточку, старую нужно непременно вынуть. Итого, висит (допустим) на поясе у оператора такой «магазин» карточек и он по «свистку» ПО ходит и меняет их.


23 апреля 2007

Алексей и Митя!
Зачем конструировать сложное механическое устройство и усложнять ПО, когда можно поставить две картонные коробки на стол и под стол?

Ведь задача дизайнера — удешевлять и упрощать решение задачи.

Алексей Мельников
23 апреля 2007

В один прекрасный момент оператор свернет коробку со стола и все содержимое вывалится в нижнюю. На время, когда это произойдет, можно делать ставки.

Потом, если слот с модемами находится дальше, чем на расстоянии вытянутой руки от коробок, то оператор уже на третий день будет кидать карточки в коробку стоя у модемов, и карточки обязательно будут пролетать мимо и теряться. Или на автомате кинет использованные карточки в верхнюю коробку.

Закрытая система хоть как-то страхует от человеческого фактора. Ведь две коробки всегда сложнее чем одна :)


23 апреля 2007

Алексей!

Если задвинуть коробку к стенке, она не упадет. Кажется, закрепить коробку проще, чем спроектировать и произвести на свет механическую модель очереди.

Случайное попадание в верхнюю коробку маловероятно при расположении на разном уровне. Часто ли вы, сидя за рабочим столом, выбрасываете только что смятую бумажку в кофейную кружку вместо ведра? Одна ошибка не критична для системы.

Контейнеры могут отличаться не только расположением, но и формой или размером.

Процесс выковыривания и засовывания карточек в узкую щель вряд ли будет приятен и удобен оператору. А это, кажется, одна из наших главных тем обсуждения.

Олег Подчашинский
23 апреля 2007

Предлагаю следующий апргейд коробок.

Первый шаг — цветовое кодирование. Коробка с неиспользованными каротчками («чистые») — светлого цвета (белый, например), а коробка с использованными («грязные») — немного более темного (серый, серо-желтый и т. п. ).

Второй шаг — создание «транспортного» или «конвейерного» рабочего места. Коробка с неиспользоваными карточками находится слева от модемов, а коробка с использованными — справа. Таким образом можно создать подобие движения карточки слева направо, вроде мини-конвейера: неиспользованная карточка поступает слева, перемещается оператором в модем, а после использования переносится в правый ящик — конец пути. Ящик для использованных карточек может спокойно оставаться на полу, как предложил Артем. Расставить таким образом ящики можно, если позволяют размеры рабочего пространства и блока модемов, иначе подобная схема замены карточек станет малоэффективной или утомительной.

Огарко Татьяна
23 апреля 2007

Если у вас есть желание реализовать механическую очередь, то нет ничего в этом сложного. Вспомните обычный степлер — конструкция не так сложна, и выковыривать скрепки не приходится, для этого используется специальный элемент механизма.
Если есть необходимость в «очереди» использовать какую-нибудь маркировку для отделения уже использованных сегодня карточек от не использованных, то можно по образу и подобию сделать пару карточек иного яркого цвета и использовать их в качестве разделителей. Настало утро, начало рабочей смены – оператор поставил в конец очереди цветной разделитель (разделителей должно быть несколько и разных цветов на тот случай, если все карточки за день не успели выполнить полный цикл). Чересчур упрощать работу оператора также не стоит, а то от столь неквалифицированного труда долго на такой работе никто задерживаться не станет.

Если же использовать две коробки, то вероятность ошибки значительно увеличивается. Одним из самых важных факторов тому является наш менталитет, наш человек не способен исполнять свои функциональные обязанности (в особенности, если это не квалифицированный сотрудник) с должной ответственностью. Ведь максимальное наказание за оплошность всего лишь увольнение.

Но мне кажется, что Дмитрий Сосунов спрашивал совета несколько в ином направлении:).

Федор Борецкий
23 апреля 2007

В добавление к правильному расположению ящиков.

Коробку для отработанных карточек можно сделать наподобие чернильницы-непроливайки. Закрыть ее крышкой с воронкой. Получится «копилка» в которую легко что-то положить, но трудно достать. А у верхней (с рабочими карточками), наоборот, сделать открытый верх: бери не хочу. Хорошая подсказка, чтобы различать коробки и понимать их предназначение. Кроме того, если коробки перевернутся, то из «копилки» ничего не выпадет. Т. е. увидев разбросанные по полу SIM-карточки, вы можете смело их брать и использовать. Потому что они из «свежей» коробки :).

Понятное дело, что подобная крышка тоже требует конструирования и производства. Но сделать ее гораздо легче, чем имитацию очереди для SIM'ок. К тому же подобная крышка — непринципиальное дополнение. Можно делать. А можно и не делать.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

7 Вы согласны с тем, что интуитивный интерфейс есть только у соски, все остальные нужно изучать? 12 2 9




Недавно всплыло

3 О тексте как базовом элементе 6 Невозможно собрать портфолио 1 1