x
 
Артем Фенога
2 июня 2008

Здравствуйте, Артем!

Хочется узнать ваше мнение по поводу моей дипломной работы. Задача такова — сделать на сайте моего факультета расписание.

Основная цель для меня — это добиться максимальной простоты и удобства использования расписания: 1. Пользователям будет легко найти свое расписание; 2. Администратору — удобно и быстро его заполнять.

Заранее спасибо.

P. S. Был на вашем трехдневном курсе в Киеве (август 2007 года). Очень понравилось, надеюсь, что в этой работе я применил полученные знания по максимуму :)



Расписание — это сложная комбинация информационных объектов, конкурирующих сразу за несколько ресурсов: время, аудитории, преподаватели и т. п. Создание учебного расписания — сложная и тонкая задача, и я не слышал еще ни об одном удачном автоматическом решении (советчики, опровергайте).

Если эту задачу решает человек, от него не стоит скрывать все эти связи. Наоборот, о расписании проще думать в терминах общей сетки. Мне кажется, здесь больше подошел бы подход, обсуждаемый в совете о расписании станции техобслуживания автомобилей.

Если ваш интерфейс предназначен не для создания нового расписания, а для перепечатки существующего бумажного оригинала, стоило сделать структуру интерфейса повторяющей структуру источника. Так проще вбивать.

По вашему экрану есть несколько вопросов и предложений:

Чересполосица — бессмысленное и расточительное использование цвета. Чтобы выделить табы, достаточно убрать все, что выше них.
Я бы выбирал дни горизонтальной текстовой переключалкой.

Это чекбокс «включить гадание»? Помните табличку «Синтаксис элементов интерфейса» в раздаточных материалах курса?

Галочку лучше просто поставить в начале блока занятия, как включающую весь блок.

Радиокнопки должны всегда идти в колонке, потому что их нельзя отрывать друг от друга. Мы обсуждаем это на всех курсах :-)
«Параметры» — плохое название для любого поля. В данном случае его можно вообще опустить.
Где кончается один элемент и начинается следующий?
Это ссылки? Куда они ведут?
Слишком большое расстояние от начала блока до названия предмета — а ведь по нему идентифицируется блок.
Это исключающее или? Можно ли сохранить и добавить следующее занятие?
Марку достаточно ставить только на главной странице.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Юрий Хан
2 июня 2008

Меня беспокоит комбобокс «Номер занятия». Что, и, главное, зачем можно в нем выбрать?

Вместо флажка «Будет/не будет» я бы добавил в комбобоксы выбора предмета пустое значение.

Вместо мутной системы радиокнопок «по числителю/знаменателю», «по подгруппам» разместите четыре пары комбобоксов предметов/преподавателей решеткой 2×2, с чекбоксоподобными кнопками с иконкой цепи (см. Photoshop).

Алексей Мельников
3 июня 2008

У вас, Артем, рай земной :) У нас на факультете Музееведения расписание меняется каждую неделю. Я вообще наше расписание считаю отличной задачкой для информационного дизайнера (см. картинку), потому что там не только предметы местами переставляются:

1. Занятия проходят в двух корпусах
2. Некоторые занятия проводятся сразу на несколько групп
3. Определенная часть занятий проходит в музеях
4. Есть занятия, которые проводятся на улице (экскурсии)
5. Время занятий вне университета — свободное и не соответствует времени начала пары.
6. Занятия могут сопровождаться вольными комментариями деканата.

Я так думаю, что расписание для групп — вторично. Оно получается автоматически после составления расписания для преподавателей. Однако и студенты должны отслушать необходимый объем материала. Как тут быть?

Вероятно, для электрификации расписания необходимо создать некую базу, где велся бы учет начитанных часов для каждой группы, а также занятости аудиторий (чтобы случайно всех в одну не направить) и преподавателей.

В натуре (тут я, кстати, не согласен с Артемом про метод общей сетки) это может выглядеть как список преподавателей, на которых «накидывать» группы, у которых данный предмет стоит в учебном плане (см. картинку).

Женя Софронов
3 июня 2008

Я бы сделал расписание в виде таблицы с возможностью переключения с привычного для преподавателей вида «числитель/знаменатель» на два человеческих расписания: для четных и нечетных недель для всего потока и для отдельных групп. Редактирование ячеек происходит по клику на них примерно так:


3 июня 2008

Классная прича.

Сергей Мамылин
3 июня 2008

Алексей, вы предлагаете устроить диктатуру преподавателей? :) Все же, думаю, основа — учебный план и его ритмичность, а преподаватели, студенты, учебные площади (аудитории, улицы, лаборатории, стадионы и т. д. ) как бы должны отстаивать свои интересы и возможности. В равной степени, желательно.

Баланс интересов дает целостность расписания, его непротиворечивость, а тогда, если понимать расписание как базу данных, и отталикаваться нужно от принципов построения БД.

Однако, как мне кажется, важно четко разделять этапы формирования расписания и внесения коррективов, и способы представления, не отождествляя напрямую одно с другим.

Так вот по «форме», Артем:
Что значит «для кого редактируется расписание»? Истинная цель у всех одна — общий сбор в едином месте, вовремя, да чтоб еще и влезли все. А здесь предлагается внести изменения для кого-то одного! — это уже даже не нарочитая модальность, это дискриминация какая-то :) Ага, препод заболел, а студентам фиолетово? Короче, речь о том, что контроль целостности не виден или отсутствует напрочь. К сожалению. По крайней мере, непонятно, как это может осуществляться. Единственной формы маловато для обзора, очень хочется еще чего-нибудь и поболее.

P. S. А где аудитории, кстати? Неужели лотерея?


4 июня 2008

А я считаю, что сабжевая форма жутко сложная. Для того, чтобы правильно спроектировать такую систему, надо, конечно, написать сценарии.

Что Жанна Петровна (методист из деканата) знает о Валерии Петровиче (преподавателе со стажем)?
Она прекрасно знает, по каким дням он свободен, а по каким занят. Еще она знает какие предметы он может преподавать. Вот это она и вводит.

Что Жанне Петровне известно о студентах?
Она знает что такие-то группы/курсы должны прослушать такие-то предметы. Вот это она и вводит.

Дальше программа должна все сделать сама. Оптимальным образом.

Кроме того, должна быть возможность ручной корректировки раписания, если, например, Валерия Петровича неожиданно собьет Камаз или студентов отправят на картошку.

Михаил Майстров
5 июня 2008

О, методист Жанна Петровна знает все :-)

А как насчет студентов? Их интересы не учитываются? У нас с третьего курса большая часть работала. Кому-то выгоднее все пары с утра, кому-то наоборот, через одну. И каждый мог выбрать в какую группу ему ходить!

Считаю, в составлении расписания должны участвовать студенты и преподаватель — программа — это вспомогательное стредство.

Обязанности же Жанны Петровны сводятся к раздаче аудиторий и распечатке готового расписания.

Сергей Светличный
13 октября 2008

После прочтения всех комментариев хотелось бы сказать следующее:
1. В чем заключалась задача? В публикации расписания или в его составлении? Если в публикации, то можно проще и красивее. Если в составлении, то задача не решена абсолютно.

2. Для составления расписания используются регламентированные документы, т. е. утвержденные мин. образования. Основным документом любого образовательного учреждения, в т. ч. вуза, является учебный план. Остальные интересы второстепенны. Как преподаватели, так и студенты должны выполнять учебный план, личные же пожелания могут учитываться, а могут и не учитываться.

3. Человеческий фактор. Даже если вы напишете движок для автоматизированного составления расписания, идеальных условий не бывает ни в одном учебном заведении. Не все они укомплектованы преподавателями, достаточным количеством оборудованных аудиторий и т. п. Да и от гриппа ведь никто не застрахован. Так что требуется довольно серьезный модуль для автоматизированной замены некоторых секторов в расписании.

4. Контроль выполнения. В любом учебном заведении контроль выполнения учебного плана проводится по учебному журналу. Все проверки начинаются с соответствия журнал-расписанию. Если ставится задача автоматизации составления расписания, то как же быть с учебными журналами?

5. Насколько мне известно, хотя я уже несколько лет не занимаюсь данным вопросом, на сегодняшний день нет ни одного полного решения по автоматизации задачи расписания. Замечу еще раз, что речь идет именно об автоматизации расписания, а не о его публикации или перепечатывании.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

5 Иногда люди, когда пытаются оценить, насколько выгодно расположены элементы на форме, рисуют линию, по которой якобы глаз скользит 2 6 3




Недавно всплыло

В Сафари появилось распознавание текста на картинках. Иногда текст странно выделяется и копируется. Что поделать? 2 Как сделать нагляднее таблицу перфорированных лотков? Часть вторая 5 Поделитесь соображениями, как работать, путешествуя 8 Это какие‑то другие пиксели? Как они соотносятся? 2