|
Сергей Норин
27 сентября 2010
|
На мой взгляд, смешивать понятия «интуитивно понятного» и «знакомого» неверно. Интуитивно понятный интерфейс нужен именно тем пользователям, которые не имеют достаточного опыта и в его пользовании основываются на догадках. И задача разработчика интерфейса — сделать его таким, чтобы пользователь смог без посторонней помощи успешно им воспользоваться.
Можно сформулировать следующее понятие. Если интерфейс спроектирован так, чтобы у пользователя, не знающего точного предназначения его элементов, появилась единственно возможная догадка об их предназначении,— его можно назвать интуитивно понятным. Причём «единственно возможная» — ключевое определение.
От теории к практике. Мне очень удобно рассматривать этот вопрос на собственном опыте: до переезда в большой город я не пользовался лифтами, эскалаторами, сотовой связью и много ещё чем. Если лифты и эскалаторы ещё можно бы было в моём случае связывать со «знакомым интерфейсом» (я мог видеть по ТВ, как ими пользоваться), то, например, с терминалом для оплаты мобильной связи (и вообще с процессом сования денег в машину) мне пришлось столкнуться абсолютно впервые.
В терминале два отверстия: одно шире, второе — уже, примерно по ширине денег. Благодаря такой разнице уже до того, как попробовать сунуть деньги в одну из дырок, я предполагал, в какую именно. Это и есть пример интуитивно понятного интерфейса. Деньги съедены, чукча доволен. Будь оба отверстия одинаковыми, мне бы пришлось опробовать каждое из них (если бы не повезло с первого раза).
Разумеется, нельзя упускать из виду ограничения культурного плана. Чтобы воспользоваться интерфейсом терминала оплаты, мне, как минимум, нужно было знать, что такое деньги, какова их форма, и что такое сотовая связь. К тому же, я должен был догадаться, что деньги нужно совать по одному и в развёрнутом виде.
Поэтому понятие «интуитивной понятности» интерфейса нельзя рассматривать в отрыве от портрета его пользователя. И чем шире круг пользователей, чем более разнятся их опыт и навыки, тем больше ограничений накладывается.
В любом случае, количество «интуитивных» элементов в интерфейсе должно быть сведено к минимуму (например, заменой на «знакомые»). Если рассматривать случай с терминалом оплаты — рядом с отверстием деньгоприёмника могла быть несдираемая табличка с текстом вроде «Деньги совать сюда в развёрнутом виде».
|
|
|
|