А. Г. |
Предыдущие советы посвящены модульной вёрстке. Это была песнь во хвалу прямоугольникам — благодаря им мы организуем, компонуем, передаём, распространяем, доносим, воспринимаем, употребляем и перевариваем информацию. Но прямоугольник — изобретение человека. Информация о мире, которую мы передаём с помощью плоских прямоугольников, объёмна и многомерна. С развитием знаний о мире люди учились представлять его в прямоугольнике, и одновременно вырываться из плоских рамок в воображении. Ниже изображение небольшой части мира — Германии — на географической карте девятнадцатого века: |
О роли прямоугольников в цивилизации Эдвард Тафти. Представление информации. Глава |
Карта Германии. Адольф Стилер. Атлас всех частей света. Гота: Юстус Пертес, 1875. С копией карты можно ознакомиться в Коворкафе
|
Дизайн карты организован вокруг контуров континента, рек и водоёмов, холмов и гор. Здесь нет заметных прямоугольников, кроме рамки самой карты. Типографика подчинена географии: названия морей огибают береговую линию, рек — повторяют их форму, городов — обозначают их положение. Карта описывает рельеф с помощью цвета и изолиний на плоскости. Но она также выходит в третье измерение благодаря дополнительным высотным проекциям по краям карты: |
Строки с названиями пиков аккуратно огибают рельеф, отклоняются от легенды, а когда нужно — прерывают её. Одним словом — выходят из прямоугольника. Абстрактное мышление не предполагает буквальное изображение природы и предметов. Но абстрактные объекты тоже многомерны и требуют представления на плоскости. Математика выходит из прямоугольника: Из рукописей Исаака Ньютона. Архив Кембриджского университета
Визуализация и типографика выходят из прямоугольника не только ради науки, но и для развлечения: |
Игра охотника. Джузеппе Мария Мителли, 1699. Коллекция Британского музея
|
Поле настольной игры предназначено для бросания костей и поделено на сцены охоты на птиц. Возрождение — время обобщения. Учёный получал знания из разных дисциплин, а книга объединяла наборный текст с гравюрами и ручной иллюстрацией. Неслучайно в эту эпоху создано много Двадцатый век — век специализации, индустриализма, массового производства и Сегодня мы наблюдаем в дизайне и издательском деле противоположные процессы. Знания и профессии вновь становятся кроссдисциплинарными, а компьютеры дают свободу и новые возможности. Современная типографика |
Словарная история. Сэм Винстон
|
Работы Сэма Винстона — искусство, но практическая вёрстка тоже выходит из прямоугольников: |
Каталог
|
Ушки над шапкой Гардиан
Подписи к фотографиям еды |
|
Время выходить из прямоугольника: |
Гайдлайны Андроида. Эксей Пантелеев
|
P. S. |
Это был понедельничный совет о вёрстке и типографике в вебе. Хотите знать всё об интерлиньяжах, полях, отступах, кеглях, выравниваниях и модульных сетках? Присылайте вопросы. |