x
 
Артём
24 ноября 2014

Что такое выход из прямоугольника?



Предыдущие советы посвящены модульной вёрстке. Это была песнь во хвалу прямоугольникам — благодаря им мы организуем, компонуем, передаём, распространяем, доносим, воспринимаем, употребляем и перевариваем информацию.

Но прямоугольник — изобретение человека. Информация о мире, которую мы передаём с помощью плоских прямоугольников, объёмна и многомерна.

С развитием знаний о мире люди учились представлять его в прямоугольнике, и одновременно вырываться из плоских рамок в воображении. Ниже изображение небольшой части мира — Германии — на географической карте девятнадцатого века:

О роли прямоугольников в цивилизации

Эдвард Тафти. Представление информации. Глава «Побег из Флатландии»

Карта Германии. Адольф Стилер. Атлас всех частей света. Гота: Юстус Пертес, 1875. С копией карты можно ознакомиться в Коворкафе

Дизайн карты организован вокруг контуров континента, рек и водоёмов, холмов и гор. Здесь нет заметных прямоугольников, кроме рамки самой карты. Типографика подчинена географии: названия морей огибают береговую линию, рек — повторяют их форму, городов — обозначают их положение.

Карта описывает рельеф с помощью цвета и изолиний на плоскости. Но она также выходит в третье измерение благодаря дополнительным высотным проекциям по краям карты:

Строки с названиями пиков аккуратно огибают рельеф, отклоняются от легенды, а когда нужно — прерывают её. Одним словом — выходят из прямоугольника.

Абстрактное мышление не предполагает буквальное изображение природы и предметов. Но абстрактные объекты тоже многомерны и требуют представления на плоскости.

Математика выходит из прямоугольника:

Из рукописей Исаака Ньютона. Архив Кембриджского университета

Визуализация и типографика выходят из прямоугольника не только ради науки, но и для развлечения:

Игра охотника. Джузеппе Мария Мителли, 1699. Коллекция Британского музея

Поле настольной игры предназначено для бросания костей и поделено на сцены охоты на птиц.

Возрождение — время обобщения. Учёный получал знания из разных дисциплин, а книга объединяла наборный текст с гравюрами и ручной иллюстрацией. Неслучайно в эту эпоху создано много «непрямоугольных» визуализаций.

Двадцатый век — век специализации, индустриализма, массового производства и квадратно-гнездовых методов. По узким специальностям разделились не только рабочие и клерки, но и учёные. Двадцатый век разложил типографику по прямоугольникам, модульная вёрстка — его продукт.

Сегодня мы наблюдаем в дизайне и издательском деле противоположные процессы. Знания и профессии вновь становятся кроссдисциплинарными, а компьютеры дают свободу и новые возможности.

Современная типографика по-прежнему модульная. Но это не значит, что другой нет. Эксперименты британца Сэма Винстона бесконечно красивы:

Словарная история. Сэм Винстон

Работы Сэма Винстона — искусство, но практическая вёрстка тоже выходит из прямоугольников:

 

Каталог «Арк анбаунд». Дизайнер Этель Стругалла

Ушки над шапкой «Гардиана» хулиганят и флиртуют со строгими прямоугольниками ниже шапки:

Гардиан

Подписи к фотографиям еды «Фудпорно» огибают её контуры в традициях и духе географических карт:

 

Время выходить из прямоугольника:

Гайдлайны Андроида. Эксей Пантелеев
P. S.

Это был понедельничный совет о вёрстке и типографике в вебе. Хотите знать всё об интерлиньяжах, полях, отступах, кеглях, выравниваниях и модульных сетках? Присылайте вопросы.

Типографика и вёрстка — дисциплина Школы дизайнеров. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

4 Экран ожидания в поликлинике 6 В презентации много нарушений правил типографики и вёрстки, но при этом она нравится 1 Расскажите о формате и выборе полей 6




Недавно всплыло

Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2 1 Почему дизайнер должен уметь писать текст? 8