x
 
КУС
8 апреля 2010

Как улучшить навигацию в Сургуте? Новый конкурс уважаемых советчиков и двухдневный семинар для победителей.



Сегодня мы объявляем очередной КУС — Конкурс уважаемых советчиков. Начнём по порядку.

Администрация Сургута поддерживает социальный проект благоустройства города «Сургут: миф или реальность реальность и мечта». Меня пригласили в Сургут провести открытый двухдневный семинар по навигации и улучшению городской среды 24 и 25 апреля.

Мини-проекты участников семинара будут представлены администрации города. Чтобы проекты получились хорошие, их должны делать хорошие дизайнеры. Поэтому мы договорились обеспечить транспорт и проживание в Сургуте во время семинара трём победителям очередного КУСа.

  • Уважаемые советчики, предложите собственные идеи по улучшению:
  • навигации в городе — на улицах, в парках и общественных местах;
  • навигации в аэропорту и на вокзале;
  • остановок, расписаний и информационных элементов общественного транспорта;
  • велосипедной инфраструктуры;
  • фирменного стиля города.

В беспристрастном жюри дизайнеры бюро — я, Илья Бирман и Александр Кан. Ответы принимаются в комментариях до вечера понедельника. Во вторник все работы, в которых полностью указаны имя и фамилия, будут опубликованы в этом совете. С этого момента новые работы могут появиться, но не будут участвовать в конкурсе.

Каждый из членов жюри поставит каждой работе оценку от 1 до 5. В четверг 15 апреля, т. е. ровно через неделю, я объявлю результаты голосования.

Трём победителям будут оплачены билеты туда-сюда на плацкарте или половина стоимости купе и предоставлен кров в общежитии Сургутского государственного педагогического университета (мне пишут: «у нас прилично»). Участие в самом семинаре бесплатно для всех желающих.


Так выглядит администрация Сургута, поддерживающая наш проект, глазами фотографа Александра Дехтяра:

А так — сам Сургут глазами приезжего Артемия Лебедева:

Четыреста лет назад здесь якобы была маленькая казачья крепость рядом с поселениями хантов (её никто не видел). Сам город начал формироваться только лет семьдесят назад одновременно с освоением нефтяных месторождений Западной Сибири. Тогда здесь жили рабочие.

В девяностые сюда потекли деньги нефтяных компаний. Потекли они, правда, не в сам город, а в нефтедобывающие предприятия. Сюда приезжают по делам и живут нефтяники, газовики и энергетики. Застройка города хаотичная. Город является третьим в России по количеству автомобилей на тысячу человек (на первых двух не Москва и Питер, как вы подумали, а Владивосток и Красноярск).

Единой системы городской навигации нет. Например, таблички с номерами домов вешают строительные компании, ЖКХ и кто попало как умеет. Часто номера написаны краской по самому дому без какой-либо системы:

Ещё чаще — совсем не написаны:

Проспект, видимо, скончался в процессе строительства:

Для местных жителей проблема ориентирования стоит не очень остро. Город небольшой и перемещаться по нему уже через два-три дня можно с закрытыми глазами. Но Сургут — серьёзный транспортный узел Западной Сибири, поэтому в нём многие останавливаются проездом.

Общественный транспорт — автобусы и маршрутки. Остановки — больная тема для пассажиров. Температура зимой доходит до −45°, перерывы между автобусами — до 20 минут, при такой погоде три стенки с крышей не спасают ни от ветра, ни от холода:

Новые остановки тоже не спасают:

Схемы движения транспорта остались с середины 90-х — жёлтые таблички с заляпанным текстом. Билеты продают либо контролёры в автобусах, либо водители в маршрутных такси. Существенная часть автобусов перекуплена из какого-то немецкого диснейленда и покрыта немецкой или местной рекламой.

Видимо, в связи с длинной зимой и соответственно малоподвижным образом жизни, летом велосипеды стали всеобщим увлечением. Однако велосипедистам приходится лавировать между пешеходами по тротуарам — нет ни дорожек, ни парковок.

Самих сургутян беспокоит обилие неэстетичной рекламы на центральных улицах:

…и нелегальной рекламы на заборах:

Организаторы просят, чтобы решения участников не только получались правильные и красивые, но и создавали уникальный образ города, создавали его непохожий на других облик. Предлагают, например, отталкиваться от интересной культуры хантов, на поселении которых возник Сургут.


P. S.

Итоги конкурса.


Поделиться
Отправить

Комментарии

Анна Мусина
8 апреля 2010

1. Несколько зданий имеют адрес «ул. Губкина, д. 1», это здания отделений и поликлиники «Нефтянник» (Детская поликлиника № 1, хирургический корпус, детский корпус стационара), Сургутского клинического центра (акушерский корпус, консультативно-диагностический центр), 
Диагностического сердечно-сосудистого центра и Кардиологического тут же (не знаю, тот же ли у него адрес). Но люди постоянно ищут что-то, «где можно сделать рентген» или еще какую-то операцию, и все они ищут «Губкина, 1», нужно у домов разные номера сделать.

2. На улице Островского отсутствует нормальный транспорт. До травматологии вообще невозможно добраться, только на такси (ладно перелом на ноге, есть ещё руки). Поскольку пока дождешься 21-го автобуса, твоё растяжение/ушиб превратится в большую опухоль.

3. Отсутствует парковка возле Травматологического центра (привезли тебя с травмой и ковыляй, обходи заборы, ни подойти ни подъехать). Да и вообще с парковками в Сургуте дела обстоят не очень. В каждом дворе было бы здорово сделать подземный гараж внизу и детскую площадку вверху, а то ни детям, ни автовладельцам счастья нет.

4. Нужны велосипедные дорожки (была в Венгрии, там рядом с дорогой для автомобиля идёт велосипедная дорожка, на ней внизу прямо нарисован велосипед, а потом идёт пешеходная).

5. Нужен ещё один бассейн. Попасть в бассейн сложно.

6. Нужно сделать у домов стоки такие, чтобы большие сосульки не висели и не падали с 5-го и выше этажей.

7. Остановку новую на картинке красивую показали, что на улице Мира, холодная она… Когда −40 градусов, хоть в ларёк забежишь погреешься, а тут нет ларька.

8. Бордюры у пешеходных дорожек убрать и сделать горки по всему городу,чтобы коляски мамы не поднимали. Между консультативно-диагностическим центром и детской поликлиникой № 1, которые на Губкина, 1, вообще лестница, а съезда-заезда для коляски нет.

9. Когда откроют речной вокзал? Или водный транспорт у нас в Сургуте не будет никогда налажен? Только Рыбокомбинат кораблями и рекой пользуется? По Волге в летнее время можно на трамвайчике доехать до другого берега или вниз-вверх по реке, а у нас так на барже встают кораблики. Несерьёзно.

10. Сделать нормальный пляж. Месяц в году, но люди купаются — купаются и в ГРЭСе, и на Оби, только кругом ржавые коряги и не оцеплена площадь, и все пугают заразой разной в воде. Так пусть покажут, где можно купаться. Может, пляж на «голубых озерах», что за «Солнечным» находятся? Или какой-нибудь такой же сделать искусственный водоем?

11. Аквапарк не дождёмся, если он ещё будет, говорят в 32-м. Лето только месяц из двенадцати, а купаться хочется. В маленьком городе в ХМАО есть аквапарк (то ли Лянтор,то ли Пыть-Ях), а ведь Сургут больше по численности.

С уважением к вам и большой надеждой, что что-нибудь всё-таки у нас в городе изменится.
Анна Валерьевна.

Александр Вакулов
9 апреля 2010

Сложно, конечно, придумать в рамках «хочу то, не знаю что». Тем не менее:


10 апреля 2010

Вот что я думаю:

Женя Софронов
12 апреля 2010

Добрый день!

Я выбрал пару проблем и постарался придумать для них простые, легко и недорого реализуемые решения.

Первая проблема
Люди мёрзнут на остановках.

Решение
Остановки нужно совместить с небольшими магазинчиками: не остановка и магазинчик, как сейчас сделано во многих местах, а магазинчик сам должен быть тем местом, где люди будут ждать автобус. Люди будут ждать автобус в тёплом помещении. Аренда таких магазинчиков должна быть недорога, чтобы они были на всех остановках: главное, чтобы арендаторы платили за отопление. Можно предоставлять какие-то бонусы действительно полезным на остановках магазинчикам: например, с горячими пирожками и чаем. К тому же совмещение остановок и магазинчиков уменьшит вандализм.

Остановки нужно развернуть под углом к дороге, и обращённая к дороге стена должна быть полностью из прозрачного стекла, чтобы люди могли легко видеть из магазина подъезжающий автобус.

Внутри остановки нужно повесить большой плакат, на котором разместить необходимую для навигации информацию (карту с текущим расположением и основными городскими объектами, расписанием и маршрутами автобусов).

Автобусы должны ездить чётко по расписанию.

Остановки должны выглядеть одинаково, чтобы их можно было увидеть издалека и сразу узнать.

Таким образом, если человек заблудился, он всегда может найти взглядом ближайшую остановку и в ней отогреться и разобраться, где он и как добраться туда, куда надо.


Вторая проблема
Приезжая в первый раз в город, люди теряются: не знают, куда идти и что делать.

При въезде в город на вокзалах и в аэропортах людям нужно выдавать (или продавать по символической цене) информационный буклет с картой города, маршрутами и расписанием автобусов, человеческим рассказом про интересующие приезжающих объекты (вокзалы, аэропорты, гостиницы), про навигацию в городе.


Третья проблема
Незаконная реклама портит вид города.

Решение
Звонить по указанным на рекламе телефонам и предупреждать, что если в течение, к примеру, 48-и часов реклама в таком-то месте не будет снята, номер телефона будет заблокирован.

Таким образом изготавливать и вешать нелегальную рекламу будет невыгодно. Сразу блокировать телефонные номера, указанные на баннере, нельзя: этим могут воспользоваться недобросовестные конкуренты. Информацию, где висит незаконная реклама, могут сообщать и горожане.

Андрей Козинский
12 апреля 2010

1. Столб. Можно сделать фонари со светоотражателем. Так они не будут бить в глаза. Установить фальшивые камеры. Сделать информационные табло. Если столб стоит на перекрёстке, там будет написано, по какой улице едет автомобиль, какую улицу пересекает и какая здесь местная «достопримечательность». Люди обычно описывают путь, отходя от известного места. Далее светофор — Люксофор www.artlebedev.ru/everything/luxofor/. Особых причин для его использования не вижу, но он просто добавит изюминку. Нижнюю часть столба нужно обнести сеткой, чтобы люди не клеили объявлния. Покрупнее изображение: http://orenburgdesign.ru/18.jpg

2. Адресные таблички сделать в виде домиков. Если расположение домов неочевидно, то можно повесить небольшую карту с соседними домами этой улицы. Ещё таблички с разными улицами можно перекрасить в разные цвета. Так на большом расстоянии легко различить дома, принадлежащие одной улице. Аналогично сделать разноцветные номера автобусов. Люди за несколько километров увидят нужный.

3. «Зебра в виде штрихкода». Формы с цифрами и шрихами можно по разному комбинировать. В результате всегда будут получаться разные варианты.

4. На остановках стоит напоминать, где находится «зебра», чтобы люди меньше переходили дорогу в неположенном месте и отмечать номер остановки.

Константин Горский
12 апреля 2010

Так как Сургут — крупный транспортный узел, основное в навигации — помощь транзитным пассажирам. Пиктограммы, помогающие добраться до аэропорта, порта и других основных транспортных объектов должны присутствовать буквально повсюду (на схемах, на домах, на автобусах и т. д.)

В Норвегии дома часто красят в яркие насыщенные цвета. Почему бы и в Сургуте не добавить чистого живого цвета? Заодно можно применить идею цветового кодирования районов города. Можно ограничиться просто табличками или стойками (стендами), а можно целиком закрасить торцы домов, как в приложенном примере.

Александр Ким
12 апреля 2010

Предлагаю решение для зимних остановок Сургута, основанное на личном опыте пребывания в данном городе.

Остановка делится на три секции:
1. Летний зал ожидания — классическая остановка-веранда со скамейкой, большим «экраном» для схем маршрутов, защитой от ветра и дождя.

2. Зимний зал ожидания — отдельная утеленная секция из двойного стеклопакета с обогревом. Вроде тамбуров в палатках, только большего объема на 10 чел (т. е. 15 кв. м)

3. Коммерческая, где продаютя продукты, пивко, закусь и т. п. + в холодное время чай.

Суть такая — чтобы можно было ждать зимой в комфортных условиях — нужно отдельное помещение. Но так как просто помещение раздолбают, то нужен человек, который бы следил за ним. Такой человек — это продавец. Мотивацию такой работы можно продумать. Например, администрация города строит остановки за свой счет. А продавцы следят за состоянием.

Второй вариант решения долгого ожидания — наладить нормальное курсирование маршрутов, где необходимо — добавить автобусов, и везде соблюдать интервалы движения. Тогда и люди мерзнуть не будут. Но тамбур в палатках я бы всё же увеличил в приказном порядке — Россия же.


Для номеров панельных домов, т. к. их большинство, предлагаю табличку с панель :-)

Алексей Белоусов
12 апреля 2010

Информационное табло, оснащённое простейшими дисплеями, показывающими оставшееся до автобуса время. Потребность в интервале прибытия, начале и конце движения отпадает; правда, появляется потребность в технической реализации. Напротив каждого маршрута — конечная остановка этого направления движения автобуса.

Под табло карта-схема с выделенными маршрутами, проходящими через эту остановку (плюс, вероятно, остальные маршруты), отметками автовокзала, ЖД-вокзала, речного вокзала, аэропорта, гостиниц.

Остановка-юрта из прозрачного пластика, внутри расположены сидения; верх и низ усечены для лучшей вентиляции и для уменьшения засорённости остановки (мусор копится по углам).

Александр Зайцев
12 апреля 2010

Я, к сожалению, совсем ничего не успел нарисовать, поэтому расскажу.

Для гостей города я предлагаю на вокзале и в аэропорту сделать стенд, с которого любой желающий сможет бесплатно взять хороший справочный буклет о городе. Он будет рассказывать краткую историю города; там будут перечислены важные адреса и телефоны (справочные службы, такси, гостиницы), информация о транспорте, достопримечательности и интересные места. Сам буклет делается из сложенного втрое листа А4.

Также можно повесить экраны, которые поведают посетителю о погоде и событиях в городе.

Улицы нужно обеспечить табличками в едином стиле. Таблички должны быть просто хорошими. В моём понимании это металлическая светоотражающая табличка с удобочитаемым названием улицы и заметным номером дома.

По городу можно расставить указатели на специальных столбах. Важные улицы, достопримечательности — на них укажут эти указатели.

Остановки должны быть, наверное, бетонные, чтобы хорошо защищать от холода. Унылость бетона можно уничтожить чудесами аэрографии. Остановку должно сопровождать заметное название, а отличать может оформление.

Важная штука для каждого города — объявления на столбах и чёрти-где. За это надо просто строго штрафовать. Но чтобы не обделять желающих бесплатно рекламироваться, нужно делать доски объявлений. Наличие доски объявлений на любом подъезде реально помогает избежать уродства от объявлений прямо на фасаде дома.

В рамках создания фирменного стиля города стоит потрудиться над оформлением урн, светофоров и почтовых ящиков.


13 апреля 2010

Приём работ закончен.

Виктор Глушенков
13 апреля 2010

Решил с такими скромными результатами поучаствовать в этот раз вне конкурса, заодно попрактиковаться в ТРИЗ.

Проблема: люди мёрзнут на остановках зимой, поскольку она продувается (открытая) и не отапливается (дорого).
Решение: остановка и пассажиры сами себя обогревают. Зимний вариант остановки полностью закрытый. От ветра защитились, люди дышат (с запотеванием стёкол производители вроде бы уже умеют бороться). Левая и передние стенки остановки, разумеется, прозрачные; большие стёкла в пол. Двери я бы сделал две вместо одной, так люди быстрей выйдут-зайдут в часы пик. На лето передняя стенка убирается.

Я бы разделил проблемы навигации для местных и приезжих. Приезжие едут куда-то целенаправленно, делать для акцент на том, куда они едут, а не на адресах.
Если денег много, можно на вокзалах и в других ключевых местах установить терминалы с сервисом типа www.otkudaikuda.ru :-)

Женя Софронов
13 апреля 2010

Думаю, что идею раскрашивать дома в яркие цвета можно использовать для упрощения навигации ещё и так: раскрасить все дома в каждом из кварталов в разные цвета. Тогда объяснять, как найти дом будет очень просто — примерное место и цвет дома: «Оранжевый дом в таком-то квартале», «Зелёный дом на пересечении таких-то улиц»…

Дмитрий Сухачев
22 апреля 2010

Здравствуйте, уважаемые судьи и советчики. Хоть и после окончания конкурса, но я решил предоставить на общий суд свои идеи и наработки, которые уже более полугода пылились на всяких бумажках. Итак, мои мысли длиной почти 4 тыс. пикселей:


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Итоги конкурса уважаемых советчиков «Сургут» 5 Итоги конкурса уважаемых советчиков «Таблица оценок КВН» 46




Недавно всплыло

Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1 Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2 Почему дизайнер должен уметь писать текст? 8