x
 
Артём
1 декабря 2014

Расскажите, на что опереться русскому дизайнеру.



Сегодня заключительный совет-лекция в цикле о типографике. Дизайнер, освоивший принципы и нюансы вёрстки, приступает к реальной работе и создаёт продукт: страницу, плакат, упаковку, сайт.

Важность конструкции нельзя недооценивать. Сколько ни говорится красивых слов о том, что дизайнер проектирует сценарии, интерфейс должен быть невидимым, а «дизайн — это как продукт работает, а не выглядит», 99% результатов нашей повседневной работы — это макеты, экраны, страницы и шаблоны. Если дизайнер не может скомпоновать макет, результат будет слабым и любительским.

Вслед за Полом Рэндом процитирую Людвига Миса ван дер Роэ: «Форма — это не цель, это результат нашей работы».

Если дизайнер наловчился верстать, он рискует превратиться в робота — генератора идеальных скучных макетов. Рано или поздно он задумывается об эстетике, визуальной культуре и стиле. И здесь он переходит из области геометрии в область культурологии, искусства и гуманитарных наук.

Какой должна быть эстетика? На какую культурную традицию опереться? Какой стиль выбрать? Это не заумные научные вопросы, надо каждый день выдать макет, чтобы клиенту понравилось и ребятам не стыдно показать.

Мода облегчает ответы на такие вопросы. Два года назад дизайнеры рисовали фоны из дерева и замши, год назад — градиенты от лилового к жёлтому, сегодня обратились к матовым полупрозрачностям. Но если следовать за ребятами на Бехансе и Дрибле, получится третьесортный результат. Ребята на Бехансе и на Дрибле следуют за трендсеттерами — крупнейшими дизайнерами и рекламистами, и выдают вторичный результат. А хочется думать самому и отличать хорошее от плохого.

На что опереться русскому дизайнеру?

Славянская кириллическая традиция красива, интересна для изучения и бесспорно наша:

Но придётся цинично признать, что толку от устава, полуустава и вязи для ежедневной коммерческой работы никакого. Корни забыты, традиции утеряны, а главное — не имели развития в двадцатом веке. В лучшем случае сегодня это выглядит так:

Прямо скажем, узкоспециализированно.

Русский дизайнер оглядывается на американскую культуру: оттуда пришли главные бренды, традиции и приёмы рекламы:

Американский сайт Макдональдса

Весело и вкусно, но обратите внимание на типографику: прописные буквы и «кирпичное» выравнивание текстовых строк.

Британский Макдональдс тоже устроен по американским принципам:

Реклама британская, а бренд и типографика — американские

Это неслучайно, у американской культуры сравнительно недолгая, но устоявшаяся и развивающаяся традиция:

Этикетка виски «Джек Дэниелс»

Передовой американский продукт выглядит смело и уверенно:

Рядовая американская реклама выглядит топорно и прямолинейно:


А на русской почве всходит такое:

Наружная реклама посёлка «Лесное озеро». Фотография Алексея Аверьянова

В российских дизайнерских вузах преподаватели учат (говорят, даже заставляют) дизайнеров набирать прописными и верстать кирпичами:

Студенческая работа

Но зачем? Вклад Америки в дело капитализма неоценим, но в типографике логичнее опереться на европейскую культуру:

Противопожарная наклейка в Коворкафе

Ведь цивилизация и печатное слово пришли к нам оттуда. Европейская традиция, к которой можно смело обращаться без риска удариться в стилизацию — эпоха Возрождения:

Сайт Сергея Кузнецова о русской письменности

Подписи к иллюстрациям на иврите, греческом и латыни напоминают и о собственной культурной истории Европы.
Франческо Колонна. Сон Полифила. Альд Мануций, 1499

Главные идеи Возрождения, с которыми сложно не согласиться,— внутренняя и внешняя красота человека, универсальное образование, совершенствование знаний и умений, обращение к классике.

Антиква, гармоничные пропорции и поля, элегантная типографика, изящные иллюстрации — подходящий антураж для интеллектуального чтения, научного материала, умного и роскошного продукта.

В этом беспроигрышном жанре сделаны книги Эдварда Тафти:

Эдвард Тафти. Наглядное объяснение. Графикс пресс, 1997.
Иллюстрации Бонни Скрентон

Свёрстан промосайт Эпла:

Маку — 30 лет

И страница Коворкафе:

Коворкафе

Итак, одной ногой наш дизайнер стоит на традициях Возрождения. На что поставить другую?

Второй железобетонный европейский жанр имеет много имён: международный дизайн, швейцарская типографика, стиль аэропорта, европейский модернизм. Я называю его просто и непритязательно — «икея»:

Коробочка с чем-то икеевским. Стокгольмская дизайнерская лаборатория

Патриоты могут быть спокойны, потому что швейцарская типографика выросла из Баухауса, а Баухаус заимствовал у группы «Стиль». На всё это прямо или косвенно повлияли наши соотечественники: Лисицкий, Кандинский, Родченко, Маяковский, Малевич. К сожалению, потом опустился железный занавес, и мировой дизайн в двадцатом веке развивался уже без нас.

Флаговый набор, контраст кеглей, модульная сетка — универсальный визуальный язык деловой информации, транспортной навигации, рекламы, упаковки, инструкций к телевизорам и всего на свете. Это дизайнерский режим по умолчанию.

Евродизайн прекрасно работает в интерфейсах:

На картриджах для принтера:

В фирменных стилях банков:

Ляндсипотек банк. Стокгольмская дизайнерская лаборатория

В веб-сервисах:

Возрождение или «икея» — это базовый выбор нейтрального скелета дизайна. Чтобы дизайн работал и запоминался, на него нужно нарастить мясо — графический ход и фирменный стиль. Чтобы выйти за рамки модных клише Беханса и Дрибла, дизайнеру нужна культурная эрудиция.

У нашего героя — русского дизайнера — остались свободны руки, глаза и голова. Их стоит употребить на изучение истории искусств, промышленности, архитектуры, типографики, отдельных художников, стилей в иллюстрации и рекламе. Дизайнер должен коллекционировать наблюдения, предметы, явления и форматы. Всё что произошло до и после Возрождения, до и после швейцарского стиля, до и после Петра I — бесконечный источник подсказок, решений и вдохновения.

Уважаемые советчики! Я прощаюсь с вами до 1 февраля 2015 года и вернусь к вам с новой рубрикой. До встречи.

Типографика и вёрстка — дисциплина Школы дизайнеров. Набор закрыт. Опоздавшим: оставьте нам почту, и мы напишем вам, пока есть свободные места.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Игорь Алексеенко
1 декабря 2014

В Википедии нашёл прекрасный пример использования стилистики славянской письменности на акциях Московского Народного Банка, разработанных Иваном Билибиным (1912 год). Жаль, что это, скорее, исключение, чем правило.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Московский_Народный_Банк_(Москва)


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

3 1 5




Недавно всплыло

Пожалуйста, подскажите, как можно написать лучше? Как избавиться от сухости? 1 4 Не преступление использовать Бутстрап? 3 Можно ли достичь эффекта переливания без встраивания видео на сайт? 1