x
 
Ростислав Чебыкин
6 февраля 2012

Вы часто упоминаете ТРИЗ, в том числе в «вёдрах» своих проектов. Я прочитал первоисточник — книгу Генриха Альтшуллера «Найти идею: введение в ТРИЗ». Насколько мне удалось понять, автор рассматривает ТРИЗ как средство решения инженерных задач, которые касаются физических, материальных объектов.

У вас же ТРИЗ часто рассматривается в приложении к интерфейсам и другим чисто информационным объектам, где все системы работают в первую очередь на психологических и социальных, а не на физических и химических эффектах. Например, в ведре логотипа «Системы Кадры» вы на второй иллюстрации «рисуете веполь». Но о каком «веполе» можно говорить, если в задаче нет ни вещества, ни поля в физическом понимании?

Что даёт вам основания предполагать, будто принципы, сформулированные для материальных систем, можно переносить на информационные? Не шарлатанством ли вы занимаетесь?



Ростислав!

Я хочу заметить, что пользовательские интерфейсы — ни в коем случае не чисто информационные объекты. У любого интерфейса обязательно есть материальный носитель. Вчера это были кнопки с ручками, сегодня — сенсорные экраны, завтра — оптика, понимающая жесты на расстоянии, послезавтра — электромагнитные датчики, распознающие команды мозга. У каждого поколения этой техники свои задачи и противоречия в управлении.

Но даже на «виртуальном» пиксельном экране мы работаем не с идеальными объектами, а вполне пространственными, при дефиците места и времени. Дизайнеры ежедневно решают чисто механические задачи — как впихнуть в экран все эти чёртовы поля и кнопки?

Я никогда не утверждал, что законы, стандарты и приёмы триза переносятся на дизайн автоматом. Альтшуллер верил в общие закономерности, но призывал осторожно относиться к обобщениям и проверять их статистикой.

Однако при знакомстве с тризом я был поражён и вдохновлён тем, как его идеология совпадает с моим дизайнерским опытом: в понимании полезного действия, в отношении к противоречиям и компромиссам, в принципах развития дизайна.

Приведу несколько примеров.

В тризе есть стандарт «сделать неуправляемое управляемым»:

В технике: как улучшить паяльник, работающий при 200°? Сделать управляемой температуру.В интерфейсе: как улучшить «чересполосицу» в экранных таблицах? Подсвечивать только строку под курсором.

Стандарт «сделать статическое динамическим»:

В технике: как улучшить трёхметровую удочку? Сделать её складной, телескопической.В навигации: как улучшить знак подземной парковки? Показать на нём количество свободных мест.

Если кто-то из уважаемых советчиков считает, что последний пример недостаточно «интерфейсный», вспомните иконку календарика на Айфоне, показывающую именно сегодняшнюю, а не набранную дизайнером дату. Прогноз специально для тех, кто не верит, что триз имеет предсказательную силу: иконка погоды рано или поздно станет показывать текущую погоду.

Переход «моно-би-поли»:

В технике: от мушкета к двухстволке и к пулемёту Гатлинга.В дизайне: от эмблемы к логотипу и к системе логотипов.

Стандарт «сделать неполный веполь полным» объясняет, почему кнопка «пойти на концерт» работает на Ласт.фм лучше, чем на Яндекс-афише.

В бюро смотрят не на интерфейс, а на продукт в целом. Часто функцию человека надо по-тризовски «вытеснить» из интерфейса, переложить на компьютер или огранизационную схему.

Теперь к зыбкой теме — логотипам. Ведь вы правы: логотип — просто картинка, какие здесь поля и вещества? Шарлатанство!

А дело в том, что у нас правило: бюрошный логотип не только пятно для идентификации, а обязательно иллюстрация сути продукта. Веполь — такая удачная и лаконичная модель, что его действительно можно «нарисовать» и буквально изобразить полезное действие системы без лишних деталей. Поэтому наши логотипы объясняют, что и как работает.

См. совет об экранных таблицах.
Логотипы Парк-ридера
Веполь: мне так интересно, что я читаю Парк-ридер где угодно и когда угодно

В работе над логотипами мы также пользуемся универсальными тризовскими методами, не привязанными к технике и физике: многоэкранной моделью, инвентаризацией ресурсов. Подробности в вёдрах и в совете о нашем методе.

Я верю, что закономерности дизайна познаваемы и постоянно пополняю личный банк законов, приёмов и эффектов. Интересно, что некоторые из них антропоморфны и совсем неприменимы в технике — например приёмы «сделать в шутку» и «плацебо».

P. S.

Кстати, поскольку «ТРИЗ» никто не произносит «тэ-эр-и-зэ» и все склоняют, предлагаю считать триз таким же обычным склоняемым словом, как теормех, вузы и госты.


Поделиться
Отправить

Комментарии

Михаил Едошин
6 февраля 2012

ТРИЗ — не строгая научная теория и «законы развития технических систем», на которых он якобы основан, тоже, в общем, не законы. Хоть ТРИЗ и пытается дистанцироваться от эвристик, он по сути остаётся такой же эвристикой. В то же время как эвристика он довольно интересен и действительно часто приводит к элегантным и недорогим решениям. Поэтому если ТРИЗ помогает вам решать ваши задачи, будит мысль, направляет её нехоженной тропой, то почему бы им не пользоваться?

(Скажем, в учебниках ТРИЗ задачи очень часто «решаются» подбором «сплава» с заданной «точкой Кюри», то есть созданием материала, теряющего или приобретающего магнитные свойства в зависимости от нагрева. На самом деле создание подобного сплава — задача очень нетривиальная, потому что никакой возможности управлять температурой этой «точки Кюри» нет. Соответственно, все эти «решения» на самом деле неправильные. Что не мешает им десятки лет переходить из одной книги в другую).

Игорь Лысенко
6 февраля 2012

«Иконка погоды рано или поздно станет показывать текущую погоду» — собственно говоря, интерфейс Виндоус-фона 7 и, насколько можно судить, Виндоуса 8 вместе с их идеологией Tiles как раз основан на динамических «иконках» всего. Так, приложение газеты выводит на свою «черепичку» заголовки новостей, погодное — погоду, календарь — дату и т. д.

Дмитрий Боровик
7 февраля 2012

Думаю, иконку погоды не делают из-за возможной путаницы. С датой всё просто — настроил и вперёд. А погода синхронизируется с интернетом, поэтому если в данный момент нет доступа к сети, то показываться будет последняя сохранённая температура, а не текущая.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

12 Идеальная панель администратора, какая она? 13 18




Недавно всплыло

Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2 Экран ожидания в поликлинике 6 Почему дизайнер должен уметь писать текст? 8