x
 
Алексей Мельников
18 сентября 2008

Артем! Товарищи!

Пока рисовал схему метро, замылился глаз. Помогите, пожалуйста. Может значки не те, может я забыл что-то или с цветом напортачил. Не знаю.

Важно знать, что эта схема — основа для других схем, которые будут раскрашены в разных стилях (поп-арт, эмо и т. д.). На основной схеме хочется отметить ключевые и важные для всех элементы, все правильно расположить, а нюансировкой заниматься уже в стилизованных версиях.

1600×2264



  • Меня смущает несколько деталей:
  • Все названия можно спокойно поставить справа от веток, сохранив левый флаг. Заодно и инвалиды переедут в конец строки.
  • Почему-то есть самолетик для аэропорта и якорек для порта, а паровозика для ж/д нет.
  • Вместо сложной стрелки для одноименных станций лучше поставить рядом паровозик без названия станции.
  • Порты и аэропорты лучше прилепить к соответствующим станциям метро с сообщением о необходимой пересадке.

Ну и, конечно, слово предоставляется Илье Бирману.


Поделиться
Отправить

Комментарии


18 сентября 2008

Алексей, это прекрасная схема!

Я в полном восторге от того, как вы решили проблему разных названий одной станции на разных линиях: проигнорировали её.

Мои замечания:
 — названия станций всегда должны быть с большой буквы, даже если первое слово — «проспект» или «площадь» (хотя кайф в вашем варианте тоже свой есть, надо признать);
 — Александра Невского не стоит сокращать, тем более до странного «Ал.»;
 — знак железной дороги непонятен, и легенда не очень спасает (остаётся вопрос: а что, если ж.-д. станция рядом с метро имеет другое название?); лучше всё-таки паровозик рисовать, да;
 — цвет Правобережной линии кажется мне слишком ярким и насыщенным по сравнению с остальными — цвета лучше подружить;
 — слово «линия» без нужды повторяется четырежды в легенде.

Я предлагаю убрать линии из легенды и подписать их на конечных станциях. У вас для этого предостаточно места.

Что бы сделал я в рамках полировки:
 — убрал бы из легенды слово «обыкновенная» перед станцией и пункт «железнодорожные вокзалы» вовсе;
 — строук у станций пересадок сделал бы совсем немного толще, а то они кажутся выколотыми какими-то;
 — вокзалы на схеме тоже обозначил бы паровозиками и подписал крупнее и менее бледно;
 — убрал бы цвет у инвалидной коляски (зато паровозики рисовал бы красными);
 — убрал бы двигатели у самолёта (лишняя деталь) и всю громоздкую конструкцию с самолётами заменил бы на один самолёт и одно слово «Пулково» рядом;
 — попробовал бы шрифт более естественных пропорций.

Если вы показываете аэропорт, стоит указать, с какой станции до него удобно добираться. Кстати, на мой взгляд, иконка самолёта выглядит спокойнее, когда смотрит вверх, а не вверх-вправо. Поворачивать её стоит лишь на знаках, указывающих направление к аэропорту, чтобы направление самого самолётика не сбивало с толку.

Комментарий про Гарри Бека можно не писать: те, кто знает, кто такой Гарри Бек, и так всё увидят, а остальным до лампочки (кстати, на мой вкус, „г.“ после 2008 можно тоже убрать) :-)

Кажется, после всех предложенных изменений в легенде останутся только станции, инвалид и паровозик, которые ясны без объяснения, поэтому легенду можно будет убрать полностью.

Ещё я думаю, что лучше использовать официальный знак метро или отказаться от знака вовсе.

Большое спасибо.

Алексей Шургин
18 сентября 2008

Артем, а чем левый флаг предпочтительнее (кроме перемещения инвалидов)?

Спасибо.

Андрей Гончаров
18 сентября 2008

Нева выглядит несколько устрашающе.

Ким Александр
18 сентября 2008

А мне сразу стало непонятным, к какой ветке относятся Пл. Восстания и Маяковская.

Либо цветом кодировать, либо расположить понятно.

С инвалидами, которые где-то по стрелке поднимаются, а где-то нет — забавно. Но Артем правильно про ж/д сказал.

Саша Сергеев
18 сентября 2008

Мне понравилось, и я думаю, что можно и для доступных парковок на конечных станциях найти место, если есть в этом для вас смысл.

Сергей Мамылин
18 сентября 2008

Не помешала бы нумерация веток, впрочем здесь их и так немного. И с замечаниями Артема согласен абсолютно.

Вот только в интернете свободно можно найти уже готовые классические схемы, в которых все эти моменты уже учтены. Информационно избыточные несколько, но не в этом суть: схема — пишете вы — будет стилизована под некие направления или субкультуры; а, следовательно, вопрос — зачем вообще нужно перерисовывать схему, если те же вокзалы вы потом замените на крышки от Пепси-колы, к примеру?

Минимизируйте издержки, используя шаблоны и не забивая голову мелочами!

Или я не прав? Но тогда не будут ли по-настоящему ваши схемы слишком похожи друг на друга? Все таки, как мне кажется, концепцию следует разрабатывать с самого начала, дополняя в процессе, а не когда-то потом.

Женя Софронов
18 сентября 2008

С цветами линий вы, Алексей, конечно, зря так :-)

Я считаю, что на несложной петербургской схеме метро полезно привязать станции к их географическому расположению, чтобы можно было примерно оценивать расстояния. Это также поможет привязать вокзалы и порты к станциям метро (по этой схеме я хочу ехать в аэропорт с «Проспекта Ветеранов», а не с «Московской»).

Паровозик, конечно, лучше стрелочек. Я, например, сразу подумал, что стрелочками обозначены станции без эскалаторов, а они не всегда совпадают с железнодорожными.

Еще я бы добавил автовокзал и обозначил особенность пересадки на «Технологическом институте».

Никита Иванов
18 сентября 2008

Меня слегка смущает, что линии метро проведены без привязки к географии, зато петербургскую гидрографию можно изучать в деталях. Это нужно? Я, скорее всего, Неву и Финский залив рисовал бы так же условно.

Названия портов и аэропортов хотелось бы сделать немного больше. А может, мне так кажется, потому что около них стоят несоразмерные им значки?

Еще про то, что схема «отражает текущее положение вещей в С.-Петербурге по состоянию на осень 2008 г.» — как-то не очень гладко сформулировано. Может, будет достаточно „© Алексей Мельников, 2008“? Бэка, если честно, я не знаю зачем там упоминать.

Федот Березной
18 сентября 2008

Мне видится один серьезный недостаток схемы. Залив, острова и река Нева претендуют быть картой. А линии метро быть схемой. И очень «схематичной». Хотя Василеостровская и Приморская все-таки на Васильевском. Схема пытается быть «привязанной» к карте. Но не везде получается. Гостиный двор на берегу Невы и Чернышевская.

Если нужна «строгая», ровненькая схема — убирайте карту (реку, острова…). Если карта нужна — добавляйте изгибы в схему. Поточнее привязки, хотя бы основные в центре, у реки. Река — серьезный ориентир.

Для примера московские схемы разных лет. В 1958 году даже к улицам привязывались. Потом довольно долго было линейно (только схема). Пока на последней реку не нарисовали.

Александр Зайцев
18 сентября 2008

Сжатый Myriad, как по мне, не слишком удобочитаем.

Союз «и» нужно перенести на следующую строчку. Зачем сокращение С.-Петербург?

Максим Сябро
18 сентября 2008

А имеет ли смысл вообще рисовать значок о наличии пандуса для инвалидов?

Не сочтите меня безнравственным, но, по моему мнению, местные инвалиды и так знают, что в метро им светит только доехать с Парнаса до Купчина или обратно.

Неместные вряд ли будут передвигаться с помощью метро. Так что, думаю, от лишнего значка на карте и строчки в легенде можно запросто избавиться, ничего не потеряв.

Саша Сергеев
18 сентября 2008

Возможно, схемы метро в некоторых городах уже стали классикой и на них уже ориентируются создатели новых карт. Часто приводят в пример схему Лондонской подземки.

Вот менее известный пример из Бостона: http://www.mbta.com/schedules_and_maps/subway

Работа по переносу в онлайн провалена, но просто смотрите, пожалуйста, на то, как карта выглядит. Тут есть многое: привязка к ж/д-полотну, морским паромам и географическим особенностям, и тому подобное. Но уже чувствуется перебор.

Я видел один раз путешественника в возрасте, который мало что мог выжать для себя из этой схемы. Зреет вывод, что надо думать о том, зачем конкретная карта делается:
Для туристов? (пометить гостиницы и достопримечательности?)
Для студентов? (университеты?)
Для местных? (может и не надо нового?)

Еще у вас есть возможность поиграть с тем, как карта будет использоваться — где печататься/показываться или развешиваться/наклеиваться… Каждый случай может быть реализован как улучшение вашей «универсальной» карты.

Илья Зверев
18 сентября 2008

Схема красива, но почти совсем непригодна для навигации в метро.

Зачем менять цвета? Почти все в городе именуют линии как «синюю», «желтую», «зеленую», «красную». Ради удобства дизайнера менять общепринятую нотацию — это смешно.

Про переходы интересное решение, но, допустим, спустился я на «Маяковскую» и как, глядя на эту карту, мне определить, нужно ли переходить, чтобы доехать до «Лесной»?

Причалов речного порта в городе два: в попе близ КАД-а на правом берегу и напротив речного вокзала рядом со станцией «Пролетарская». Так что якорь лучше переместить.

Символ инвалида убрать: инвалиды покамест катаются не по тем станциям, где есть пандусы, а там, куда им нужно проехать. Станцией «Парнас» инвалиды, думаю, не пользуются совсем. Кстати, пандусы есть еще на «Комендантском», сам видел. Практической пользы от значка ноль, разве что как пиар метрополитена.

Слова «Обыкновенная», «Пассажирский», «Одноименная» излишни. Названия станцию лучше использовать официальные. Сокращение «Ал.» используется в неформальном общении, но топонимические правила такое не разрешают.

Федот Березной
18 сентября 2008

И если уж по мотивам Г. Бека, то речка у него как раз внимания заслуживает особенного, как и «привязка» к ней.

Антон Еремеев
18 сентября 2008

Линии в легенде стоит расположить по порядку: 1, 2, 3, 4.

Алексей Дзюба
18 сентября 2008

Вы перепутали названия линий в подписи. Поменяйте там местами Невско-Василиостровскую и Правобережную линии. Более того, как вы понимаете, названия линий устарели из-за ввода новых станций в эксплуатацию. Так что сейчас на схемах их нумеруют: 1 — Кировско-Выборгская (красная), 2 — Московско-Петроградская (синяя), 3 — Невско-Василеостровская (зеленая), 4 — Правобережная (желтая).

К обоим аэропортам удобнее всего ехать от станции метро Московская.

Да еще, на станции Комендантский проспект, кажется, есть пандус.

Олег Селиванов
18 сентября 2008

Питерскому метро к концу года обещают пятую ветку, от Сенной через Пушкинскую и на юг. Можно ли «дорисовать» ее к существующим схемам, не разрушив их эстетики, или придется все переделывать? На сайте санкт-петербургского метро была попытка «воткнуть» новую линию в существующую схему, и выглядело это жутковато. Теперь та картинка оттуда исчезла.

Юрий Солоницын
18 сентября 2008

С гидрологией на официальной схеме примерно так же — целых два заметных острова исчезли и там, и там (Каменный и Елагин). На Елагином, кстати, находится парк, в который все ездят через Старую деревню или Крестовский остров.

Форма Васильевского и других островов искажена без всякой на то причины — не меняя расположения станций и размеров карты можно точнее нарисовать. Еще есть Обводный канал, рядом с которым находятся станции Фрунзенская и Балтийская. И про который часто спрашивают — а как доехать?

Еще интересный вопрос — почему все так фанатично пересекают зеленую и желтую ветку на Стрелке Васильевского острова, искажая ради этого очертания островов и Невы? Судя по карте с привязкой к местности (http://www.metro.spb.ru/data/img/shema_2020_max.jpg), они пересекаются совсем не там.

Про заголовок и логотип — на официальной схеме пишут «Петербургский метрополитен».

Дима Тихвинский
20 сентября 2008

Схема ничего, но не понравилось масшатабирование. Зеленая ветка заканчивается значительно ниже, чем оранжевая, примерно раза в два дальше от центра, и намного ближе к Неве. Мне почему-то кажется, что карта не сильно пострадает от чуть большей географической достоверности. Например, 80% жителей не знают, что «Новочеркасская» и «Ладожская» находятся на одной широте с «Площадью Александра Невского», точнее даже чуть севернее, и это как раз из-за того, что все привыкли верить схеме.

С другой стороны, однозначный плюс за вынос «Приморской» севернее, к ее реальному положению.

Такое ощущение, что четвертую (оранжевую) ветку вы сделали серой потому, что она будет поделена на две. Между прочим, зря — до этого события еще два месяца, да и то, изменится не так много: все станции на участке «Садовая» — «Комендантский …» отойдут пятой (розовой) ветке, на четвертой ветке появится новая станция «Спасская» — она физически находится между платформами Сенной и Садовой, но не имеет своего выхода в город, только переходы. Плюс к пятой ветке добавятся станция «Звенигородская» — переход на «Пушкинскую» и тоже без выхода в город и станция «Волковская» — южнее «Звенигородской».

Юрий Солоницын
21 сентября 2008

Интересная статья про историю схемы метро Нью-Йорка. В том числе упоминается, почему с нее вначале убрали реку, а потом вернули.

Статья разбита на несколько страниц, вот первая: http://www.mensvogue.com/design/slideshows/2008/03/subway

Алексей Мельников
23 сентября 2008

Большое спасибо всем за замечания. Отдельное спасибо Илье Бирману за советы.

Женя Софронов
23 сентября 2008

Мне очень нравится карта петербургского метро на urbanrails.net: http://www.urbanrail.net/eu/pet/petersbg.htm

Визуально ее, конечно, можно улучшить и, возможно, она перенасыщена информацией, но подход, по-моему, очень правильный и обдуманный.

Обратите внимание на «Технологический институт» :-)

Юрий Солоницын
25 сентября 2008

Схема с UrbanRail намного лучше схем других петербургского метро по соотношению реалистичность/читаемость. (Хотя лично на мой вкус схемы с точной привязкой к географии очень приятны для разглядывания, особенно если город родной и проблемы быстро найти маршрут не стоит :) )

При этом разработчику удалось качественно применить этот стиль ко многим другим городам и даже к Лондону — http://www.urbanrail.net/eu/lon/london.htm. При этом читаемость сохранилась.

Иван Пухкал
16 ноября 2008

Еще один вариант схемы в том же ключе и с пятой линией:

Сергей Асанов
10 декабря 2008

Спасибо за интересное обсуждение.

Собрав все мысли воедино, сделал такую схему (с учетом новых станций, открывающихся в Петербурге через неделю).

Олег Истомин
19 декабря 2008

Вот моя схема.

Здесь я увеличил плавность линий, чтобы они лучше читались, сделал нормальную привязку к карте, попытался яснее показать, к какой ветке какая пересадочная станция относится, и нарисовал нормальный паровозик, точнее, стянул с дорожного знака :-)

1059×1500 px: http://silent.land.ru/spb_metro.jpg

Миша Крайнов
15 января 2009

Олег, на своей схеме поправьте Rybatskoye (прорущена буква t). И вряд ли стоит писать vokzal вместо railway station.

Олег Истомин
29 января 2009

Vokzal написано транслитом специально. В вагоне по громкой связи объявляют «Московский вокзал», а не «Московский», поэтому такие словосочетания у меня едины. Тем более, railway station написано в легенде.

Илья Синельников
20 февраля 2009

Олег, мне кажется занимать большую часть легенды только для того, чтобы пронумеровать линии, неправильно. Почему не подписать линии прямо на схеме? А конечные станции можно немного подвинуть, чтобы воздуха больше осталось.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

6 8 Что еще может служить для упрощения навигации в метро? 16 12




Недавно всплыло

3 Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 О тексте как базовом элементе 6 1