x
 
Олег Томенко
29 октября 2009

Пока форма поиска не заполнена, кнопка поиска не должна быть активна. Чего искать пустое место. Вы согласны со мной?



Олег, очень хороший вопрос.

Вы прислали нам Главную форму Российской Федерации. Ежедневно ей пользуются миллионы людей миллионы раз.

Вы правы, хороший интерфейс должен предотвращать ошибки пользователя. Именно для этого отключают недоступные кнопки. Когда человек видит недоступную кнопку, он начинает думать и искать, в чём проблема, виноват ли он или сломался компьютер. Я рекомендую отключать недоступные элементы.

Проблема в том, что форма с одним полем и одной отключённой кнопкой выглядит неработающей. Отключите кнопку, и, возможно, десятки тысяч чересчур внимательных людей ежедневно будут решать, что у Яндекса сегодня санитарный день.

Вместе с тем, алгоритм использования Яндекса давно вошёл в бессознательные привычки людей. Жест «заполнить слова — нажать кнопку» давно автоматический. Люди уже заранее думают о запросе, когда приходят на Яндекс. Поэтому ошибка с нажатием кнопки до ввода запроса является очень маловероятной и некритичной.

Кроме того, для новичков такая одноразовая ошибка будет информативной и полезной: Яндекс показывает результаты поиска с объяснением ошибки.


Поэтому я считаю, что для форм поиска, входа с паролем, подписки на рассылку и других подобных стоит делать сознательное и обоснованное исключение.


Поделиться
Отправить

Комментарии


29 октября 2009

Делать кнопки не активными просто так — плохо. Они своим видом показывают, что что-то не так, но не объясняют что именно.

Исходя из этого я использую два таких подхода:

1. Если нажимать на кнопку нельзя, она дисейблится, а рядом с ней появляется надпись (обычно красная) с информацией об ошибке. Так, например, сделано в нашем Генераторе шума (рис. 1).

2. Если что-то не так, кнопка не дисейблится, но при её нажатии форма мотает головой (как на маке) и возле кнопки появляется сообщение о причинах «недовольства».

Оба варианта имеют плюсы и минусы.


Про Яндекс. Я думаю, круто бы было, если бы на Я.ру была форма как на рисунке 2. И чтобы поиск и выдача производились по мере набора.

Юрий Хан
29 октября 2009

Форма с задисейбленной по умолчанию кнопкой не будет работать, если отключены скрипты.

Максим Попов
29 октября 2009

Форма поиска в явном виде не влияет на информацию, хранящуюся на сервере. Поэтому ошибочное нажатие не повлечёт неприятных последствий, в отличие, скажем, от формы добавления комментария.

Миша Болдов
29 октября 2009

На мой взгляд, в любой форме уместно не отключать элементы управления, а при нажатии на них просто подсказывать (например, подсвечивая или перемещая фокус), что ещё необходимо заполнить.

Алексей Рытов
29 октября 2009

А для регистриции платных услуг наоборот — неактивной, пока не поставлен флажок «Принимаю условия публичной оферты» :-)

Ещё один аргумент, почему авторизацию так не стоит делать — с мобильных устройств кто-то не сможет войти (не работает джаваскрипт). Кстати, и на взрослых браузерах он бывает отключён.


29 октября 2009

Почему не дисейблить кнопку скриптом при загрузке формы? Тогда неработающий скрипт не сможет её отключить.

Александра Николина
30 октября 2009

Понравился аргумент про информативность и полезность ошибочного нажатия кнопки для новичка.

Правда, ошибку стоило бы вывести более человеческим текстом, нежели «Задан пустой поисковый запрос.» И не обновлять страницу при этом.

Алексей Мельников
31 октября 2009

Нужно подойти к вопросу творчески: сделать её аналогом гугловского «Мне повезёт» или, напротив, показывать результаты поиска, связанные с чем-то пустым (космос, пустые банки и т. п.) Мне кажется, что подавляющее большинство нажатий на кнопку при пустом запросе придутся как раз на тот случай, когда человеку хочется чего-нибудь, но он не знает чего, так что образовательную функцию можно убрать.

Алексей Мельников
31 октября 2009

В подтверждение моей предыдущей мысли хочу привести слоган Яндекса — «Найдётся всё». Даже при пустом запросе должно что-то найтись.

Дмитрий Зимин
31 октября 2009

Я использую очень простой принцип: если пользователю без дополнительных объяснений очевидно, почему на кнопку нельзя нажать, то кнопку можно деактивировать. В противном случае — нельзя, теряется связь между «блокираторами» и самой кнопкой.

Поэтому в поисковой форме блокировать кнопку нельзя: слишком сильна привычка запускать поиск по Enter, пользователи просто-напросто не смотрят на кнопку и не отмечают её состояние/вид. И даже если после нажатия поиск не сработает, нажмут ещё минимум 3-4 раза, думая, что просто не сработала клавиша.

Поэтому в относительно длинных формах блокирование тоже не работает: нет ясной связи между кнопкой и конкретным полем, которое её заблокировало.

Александр Сарычев
1 ноября 2009

Николай, простая форма поиска у Яндекса уже есть — http://yandex.ru/white.html
Ничего лишнего, даже инпута.

А если выдавать результат поиска сразу по мере ввода (как это сделано для Гугла на http://fastgoogle.ru/), то потребуется постоянная подгрузка результатов поиска, а отсюда трафик. В такой выдаче не так уж и много плюсов, как мне кажется.

Если такой функционал и реализовывать, то только отдельной версией, а не на Я.ру. Туда люди зашли просто набрать запрос и получить результат, желательно сразу в первых строках выдачи. Подгрузка результатов поиска по мере набора длинного запроса, я думаю, не всем будет по душе.

Одно дело подсказать запрос по мере ввода, другое — грузить кучу нерелевантных результатов после ввода каждой буквы.


29 ноября 2009

К замечанию Алексея Мельникова о том, что даже при пустом запросе должно что-то найтись: как минимум, эта дискуссия должна найтись :-)

Михаил Тучин
29 мая 2013

По-моему, правильно сделано в Википедии: при нажатии на кнопку при пустом поле появляется форма, позволяющая определить область поиска или искать в Гугле/Яндексе.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

2 5 10 7




Недавно всплыло

2 Как научиться не принимать всё так близко к сердцу и не сливать свою энергию при общении с клиентами? 10 2 3