Нелли!

Сначала напомню, почему это важно делать.

Основная задача на перговорах — узнать как можно подробнее о проблеме клиента. Это поможет предложить клиенту эффективное решение.

Узнать о проблеме сложно. Зачастую клиенты сами до конца не видят всей картины и не могут нарисовать её вам. Поэтому переговорщик старается проникнуть в мир клиента, посмотреть на проблему его глазами.

Самый эффективный способ это сделать — задавать открытые вопросы. А для этого важно очистить голову. Если у вас заранее много догадок, предположений, знаний и опыта, велика вероятность, что вместо открытых вопросов обо всех аспектах бизнеса, вы будете сами давать ответы. Или станете задавать псевдооткрытые вопросы, в которых уже содержатся варианты ответа. Или еще хуже, вообще не станете о чём‑то спрашивать, потому что вам кажется, что вы и так знаете ответ.

Мой любимый футбольный комментатор Василий Уткин никогда не делает прогнозов на матчи, которые ему предстоит комментировать. Как он сам объясняет, потому что если комментатор заранее представил, как сложится игра, то вместо объективного комментария происходящего на поле, невольно начнёт сравнивать матч со своими ожиданиями. А это обычно мало кому интересно.

Также забитая голова может сказаться на вашем эмоциональном состоянии. Например, вы заранее боитесь, что клиент вам откажет (забываете о праве на «нет»). Или беспокоитесь, что у него будет мало времени. Эмоции — верный путь к проваленным переговорам.

Мой любимый футбольный комментатор Василий Уткин никогда не делает прогнозов на матчи, которые ему предстоит комментировать. Как он сам объясняет, потому что если комментатор заранее представил, как сложится игра, то вместо объективного комментария происходящего на поле, невольно начнёт сравнивать матч со своими ожиданиями. А это обычно мало кому интересно.

Поэтому вы очень правильно заметили, что на переговоры надо идти с чистой головой (во всех смыслах). Не строить предположений, концентрироваться на процессе, а не на результате.

Признаюсь, у меня нет какого‑то особенного приёма или ритуала по настройке на переговоры. Мне больше всего помогает понимание, как это механизм работает и чем грозят предположения.

Любопытно, как очищают голову перед переговорами уважаемые советчики.

P. S. Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.

Взаимоотношения с клиентом
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы