x
 
Юлиана Рузанова
10 апреля 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Здравствуйте!

Столкнулась с такой проблемой — делала логотип знакомым друга (поэтому без предоплаты). Всё как обычно — обсудили сроки, несколько вариантов дизайна, правки.

Успела всё в срок, заказчик доволен. Но тут резко пропадает на несколько дней, а, появившись, говорит, что передумал, и отказывается платить. Аргументы такие: не уложились в срок (хотя согласовали всё на два дня раньше оговоренного срока) и уже наняли другого дизайнера.

Проблема в том, что спустя неделю на их сайте я увидела свой логотип в перерисованном варианте (исходники должна была передать после оплаты) с незначительными изменениями.

Что посоветуете в такой ситуации? Заранее спасибо за совет.


Юлиана!

Очень неприятная ситуация. Складывается впечатление, что заказчик вас просто кинул, воспользовавшись отсутсвием предоплаты.

Боюсь, единственное, что вы можете сделать, это попробовать надавить на его порядочность. Я бы не стал втягивать общего друга — не уверен, что поможет, а отношения испортите.

Напишите клиенту письмо. Коротко расскажите, как вы видите ситуацию. Признайтесь, что не понимаете, что произошло и что именно вы сделали не так. Не понимаете, почему они наняли другого дизайнера, чтобы доработать ваш логотип, когда вы не отказывались, а вообще считали, что работа принята и проблем нет. Потравите леску и предложите встретиться поговорить, чтобы всё обсудить. Если у вас уже был такой разговор, зафиксируйте, что хотели бы получить оплату за проделанную работу.

К сожалению, всё это может не сработать. Дальше я вижу несколько сценариев: смириться и больше никогда не работать с этим клиентом, продолжать надоедать письмами из Шоушенка, обратиться в суд.

Ваша история — хороший урок на будущее.

Ружьё всегда заряжено. Не отказывайтесь от своего привычного алгоритма работы, имея дело с друзьями и знакомыми друзей. Возьмите предоплату, подпишите договор, обсудите все подводные камни, как сделали бы (надеюсь) с обычным клиентом. Если клиент будет сопротивляться, признайтесь, что вам так будет спокойнее и удобнее работать. Для вас эти правила — возможность гарантировать результат.

Легко посоветовать, но трудно сделать. Я сам бывал в подобной ситуации.

Однажды я делал для друга промо-сайт. Мы давно дружим, и я поленился (а может, постеснялся) проговорить все тонкости работы по ФФФ. Я почему-то решил, что друг (раз он друг) разделяет мой подход к работе. А даже если нет, то всегда договоримся. К тому же до этого мы уже работали вместе, и всё было хорошо.

В какой-то момент проект начал буксовать. Стали появляться новые требования, увеличиваться срок. По ФФФ — это невозможная ситуация. Срок и объём проекта — обоюдная ответственность сторон. Бесконтрольно увеличивать срок я не хотел, новых требований не понимал. Поиски решения ни к чему не привели, и я решил выйти из проекта. Попросил оплатить проделанную работу. Друг сказал, что раз конечного результата нет, то платить не за что, а наоборот, я ещё должен за то, что он потерял время на работу со мной. После месяца неприятных переговоров выяснилось, что друг совершенно не разделяет принципы ФФФ, не согласен по ним работать и вообще считает, что это утопия и в России неприменима.

Если бы я был тогда умнее, то проговорил бы всё это в начале, наткнулся бы на расхождение в понимании и просто бы не взялся за проект. Договор бы тоже помог — там есть пункт об ФФФ.

После этого случая я согласен с Артёмом Горбуновым — лучше не начинать дело с друзьями.

P. S. Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.

P. P. S. Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Марат Магомедов
10 апреля 2015

Илья! Я не согласен, что работать с друзьями нельзя.

Работа с друзьями (родственниками, знакомыми) ничем не отличается от работы со всеми остальными. Обсуждайте, берите предоплату, ограничивайте условия. Все эти требования нужны, чтобы свести к минимуму не самые лучшие людские склонности, как то — обмануть, сделать меньше, получить больше и так далее. Друзья тоже люди, так что и на них этот фактор распространяется.

Более того, с друзьями я ужесточаю все эти условия, допустим беру полную предоплату. Это и есть проявление дружбы. С незнакомым человеком мне не страшно поругаться и разойтись, но с другом я так не поступлю, я дорожу отношениями. Именно поэтому все факторы, которые могут повлиять на эти отношения я устраняю. Как раз безответственностью было бы пустить все на самотек, надеясь на крепость отношений.

Работайте с друзьями, ограничивайте условия, укрепляйте дружбу.

Алексей Скуратов
13 апреля 2015

Бывают случаи, когда клиент или кто-либо другой использует материал без спросу. В таких случаях полезно обратиться к хостингу с жалобой. А самому клиенту-вору написать, что если не будут приняты меры, вы обратитесь в хостинг для разрешения проблемы.

Но вашем случае, кажется, это не поможет. Лучше работать по 100% предоплате.

Рехимкулов Ринат
16 апреля 2015

Случай банальный для любой жизненной ситуации.

Две стороны договариваются о чём-то (будь то нефтепровод или плитка в ванной). Первая начинает работать. Вторая через месяц не платит и более не нуждается в работе первой. Жаль, конечно, что Юле пришлось переживать это на собственной шкуре.

Правило первое простое — исключать риск для себя. Чувствуешь риск? Не соглашайся.

Правило второе сложнее — сделать для себя твердый вывод о целесообразности идти на риск, зная, что можешь по-те-рять. Илья Синельников тактично выразился о кидалове. Это было кидалово, Юлия!


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Клиент не хочет погружаться в обсуждение задачи Руководитель корректирует почти все тексты и добавляет канцелярит Как объяснить заказчику, за что он платит деньги, если он считает что всё придумал сам, а дизайнер только рисует? Правда, что неуверенность в себе сильно мешает работе?




Недавно всплыло

Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2 1