Максим Ильяхов |
У этой ситуации сразу три аспекта, которые я хочу рассмотреть: профессионализм, договорённости и понимание задачи. ПрофессионализмСдавать чистый текст без ошибок и опечаток — минимальное гигиеническое требование к работе редактора. Очень неудобно работать с редактором, у которого в расслабленном состоянии часто встречаются орфографические и пунктуационные ошибки, он не следит за слитным и раздельным написанием, за дефисами и тире. Аккуратность в тексте нужна, даже в черновике. Поэтому я считаю, что клиент вправе требовать от вас чистый текст на любом этапе работы. Однако моё мнение — это только мнение. С помощью правильных договорённостей вы можете скорректировать мнение и ожидания клиента. Если вы как редактор понимаете, что у вас беда с грамотностью или опечатками, находите другие способы презентовать клиенту черновик: например, устно. Ничто не мешает пересказать клиенту по телефону общий план статьи или прочитать всю статью вслух. Кстати, если делать это с карандашом в руках, то вы сразу отметите трудные для чтения моменты, статья улучшится. См. также: читайте вслух Ваш вопрос изначально был написан c ошибками, для публикации я их вычистил. Если бы вы мне принесли такую статью в « Но предположим, что дело не в опечатках, а в Договорённости и ожиданияПеред работой исполнитель должен разобраться, какой результат ожидает клиент: в какой форме, какой степени готовности, к какому сроку. Это ожидания: для начала их следует понять. Не помешает уточнить, почему ожидания именно такие.
И если ожидания нереальные, нужно честно и заботливо об этом сказать. Не стесняться, не бояться, не мямлить, а спокойно и заботливо предупредить клиента:
Если клиент относится к исполнителю как к ленивому рабу, он может начать давить. Мол, «нет ничего невозможного, ленивая ты скотина, дуй работать». Это не повод поддаваться давлению и соглашаться. Если вы как компетентный специалист знаете, что работа за этот срок не сделается, вы не сходите с этого места. Ваша задача — скорректировать ожидания клиента и договориться о дальнейших реалистичных шагах. При этом постоянно помнить о полезном действии — зачем вы клиенту. Без вас он не напишет эту статью. Без вас он не откроет сайт. Ваша миссия — помочь клиенту вовремя открыть сайт с интересной статьёй:
Здесь важно не скатиться в торг: чтобы клиент не начал предлагать вам полумеры, типа «ни нашим, ни вашим». Если, например, Пётр Андреевич предложит встретиться не в понедельник, а в воскресенье, а вам в это время неудобно — отказывайте. «Не успею», «Не будет готово», «Так быстро не делается», «Я вас подведу, если соглашусь на нереальный срок». Этот разговор должен закончиться тем, что и вы, и клиент одинаково понимаете, какой нужен результат и к какому сроку. Вы обещаете, что дадите этот результат. Клиент обещает, что совершит нужные встречные действия. Здесь можно договориться, что сначала вы показываете черновик, а потом чистите. Здесь можно договориться отрезать часть работы, чтобы уложиться в срок. Ваши помощники на этом этапе — польза, уважение и компетентность. Вы хотите помочь клиенту решить его задачу. Вы хотите сделать это с уважением к нему и к себе, не ущемляя ничьих интересов. Вы как специалист знаете сроки и возможные проблемы. И пока вы не придёте к реалистичным договорённостям, которые устраивают обоих, вы с этой темы не слезаете. Если клиент ведёт себя агрессивно, помогает отсутствие страха и нужды. Настройтесь, что ничего подлинно страшного с вами не случится. Самое страшное — вас уволят. Ну и невелика беда. Понимание задачиВ этой части разговора вы должны понять, что значит «играть красками» и почему это важно. Ваша цель — разобраться, какую собственную задачу клиент хочет решить. Не в вашем мире — «Написать статью», «Сделать текст», «Открыть сайт», — а в мире клиента: «Привлечь новых клиентов», «Продать старым клиентам новый продукт», «Чтобы перед пацанами не было стыдно». Чтобы выяснить это, вдохновитесь вопросами Горбунова — это вопросы, которые Артём Горбунов задаёт на первой встрече с клиентом, чтобы понять задачу.
Дальше разговор будет длинным и интересным, потому что мы вышли на важное: тендеры. Деньги в фирме берутся из тендеров. Клиенту важно, чтобы под него делали эти тендеры. Надо копать в эту сторону и говорить об этом, пока не разберетесь в подробностях. Скоро вы увидите, что «играть красками» — это вообще не про задачу. Это клиент пытался дать вам задание как будто на вашем языке. Ваша цель — понять все нюансы задачи на языке клиента. Подлинная задача всплывёт не сразу, но нужно быть терпеливым и доставать её, пока не разберётесь.
Если думаете, что задачи нет, вы ошибаетесь. Задача — чтобы не было стыдно. Клиент вам это чётко сказал. Теперь нужно копать в сторону «не стыдно». Что клиент считает нестыдным? Где для него эталон? К чему он сам стремится? Бывает, что формулировка задачи на поверхности. Например, повысить продажи. Или запустить продажи. Тогда выясняете, что нужно покупателю для принятия решения, и работаете с этим. Бывает, что клиент не понимает задачу, потому что получил её от своего босса. Тогда идём к боссу и выясняем задачу у него. Поможет волшебная фраза: «Я сделаю всё, что вы мне скажете. Но если мы не поймём подлинную задачу, то велика вероятность, что за эти дни мы сделаем не то, что от нас ожидают. Я вас подведу тогда. Будет лучше, если я чётко пойму, зачем это вам и вашему руководителю». Не принимайте от клиента задачу на своём языке — что бы это ни было. Нельзя принимать ни стилистические, ни формальные требования, пока вы не разберётесь в подлинной задаче клиента. А потом уже уточните, что клиент имел в виду под «огненным текстом» или «чтобы всё было стильно». См. об этом: что делать, если клиент требует баллы по Главреду Что мешает договариватьсяПо моему опыту, проблемы при общении с клиентом связаны с двумя искажениями: социальным и эмоциональным. Социальное искажение связано с тем, что исполнитель чувствует себя менее полноценным, чем клиент. Клиент, мол, барин, платит деньги, потому прав. В нормальных отношениях с клиентом исполнитель чувствует себя на равных. Клиент обратился к вам за помощью. У вас равные отношения. Без вас он не решит задачу, а без него вы не заработаете. Нужно уважать клиента не меньше, чем уважаешь себя. Эмоциональное искажение — это просто страх. Чем дольше работаете с клиентом и чем больше у вас опыта, тем меньше на вас будут влиять эти искажения. Удачи в работе с клиентом! |