Илья Синельников |
Анна! Мне не нравится термин «коммерческое предложение» — само название подталкивает к тому, чтобы как можно скорее выслать оценку в деньгах, фактически отправить клиенту прейскурант на услуги. Такой подход годится только для компаний, торгующих понятными всегда одинаковыми услугами. Если к вам обращаются клиенты с нестандартными задачами — сделать сайт, написать статью, провести маркетинговую кампанию, то прейскурант, даже если он у вас есть, никак не поможет клиенту найти правильного исполнителя. Ведь даже если он ищет самое дешёвое предложение — просто цены на отдельные услуги ни о чём ему не скажут. Вместо этого попробуйте сначала обсудить с клиентом задачу безотносительно цен. Узнайте, в чём проблема, как он её хочет решать, почему так. После этого составьте понимание задачи. В нём главное чётко сформулировать проблему, полезное действие и решение. Например, проблема в том, что осенью падает спрос на услуги ландшафтного дизайна. Полезное действие: увеличить количество заказов на 50%. Решение: сделать промосайт, рассказывающий о работах, которые лучше делать осенью, и подготовить рекламную кампанию в Фейсбуке. Отправьте понимание задачи клиенту, чтобы убедиться, что вы всё правильно поняли (всё ещё без цен). Как только клиент подтвердит, отправьте стоимость ровно того, что вы обсудили. Процитирую полностью мой любимый совет: «В идеальном коммерческом предложении нет ничего, чего бы клиент уже не знал». |