x
 
Олег
9 апреля 2007

Здравствуйте, Артем.

Во вложении скан страницы февральского номера «Esquire». Интересен ваш комментарий.

Спасибо.

[…]

Я честно пытался найти закономерность [в расположении национальностей]. Не смог, но обратил внимание, что в пределах одного столбца не образуется «пар» и что русских не любят больше всего.

[Что могли бы означать ниточки со свободными концами] также осталось вопросом. В общем, от данной работы остался негативный след, к ней стоило бы подойти более системно. А вообще довольно интересная задумка с этими «парами», я бы с удовольствием провeл бы какое-то время, рассматривая связи, но, увы, представление информации сильно подкачало.



Поскольку схема (как впрочем и весь журнал) претендует на роль интеллектуального развлечения, она должна привлекать аналитические способности читателя, чтобы он, как вы метко заметили, «с удовольствием провeл какое-то время, рассматривая связи». Поэтому будет справедливо применить к ней критерии информационного дизайна, не делая скидок на «глянцевую клюкву».

Ксенофобия — это страх или неприязнь к чужим. То есть понятие, действующее в одну сторону: если даже чисто теоретически кубинцы (в левом верхнем углу) недолюбливают американцев, это совершенно не означает, что американцы (шестые сверху во второй колонке) ненавидят кубинцев.

Соединение бессловесной ниточкой оставляет нас в недоумении —

Кубинцы и американцы
  • поскольку предполагает три возможности:
  • а) кубинцы не любят американцев,
  • б) американцы не любят кубинцев,
  • в) отношения носят взаимолюбезный характер.

Ксенофобия в Википедии.

Слово «ксеноморф», кстати, происходит от того же корня.

Наличие комментария об источниках информации хотя бы задает игровой тон схемы: исследование основано и на опросах, и на анекдотах.
Указание автора — важный плюс. Ничто так не снижает доверие к презентации информации, как безымянность.
Ниточки со свободными концами, по всей видимости, ничего не означают, однако еще больше запутывают эту в прямом смысле запутанную схему.
Цель информационного дизайнера состоит в понижении энтропии, то есть меры беспорядка. Здесь случайный порядок бирок национальностей умножается на беспорядочный клубок «нитей ненависти», оставляя читателя раздосадованным, и, возможно, даже с приступом ксенофобии по отношению к равнодушным дизайнерам.

Как мог бы действовать небезразличный дизайнер? Он мог попробовать пойти от минимального, составив для начала вот такой список односторонних пар (примеры исключительно анекдотические):

  • Кого не любят
  • американцы: канадцев
  • англичане: американцев, французов
  • ирландцы: англичан
  • русские: американцев, евреев, немцев, поляков, русских, французов, чукчей
  • французы: американцев, англичан, немцев, поляков, русских
  • чукчи: не страдают ксенофобией

Разделив список на две колонки, дизайнер отделит подлежащее от сказуемого и поможет более удобному чтению:

Кого не любят
американцыканадцев
англичанеамериканцев, французов
ирландцыангличан
русскиеамериканцев, евреев, немцев, поляков, русских, французов, чукчей
французыамериканцев, англичан, немцев, поляков, русских
чукчине страдают ксенофобией
Заметив, что национальности в правой части повторяются, он мог бы захотеть увидеть закономерности, связав повторы вертикально и выделив случаи взаимной неприязни:
Кого не любят
американцы канадцев
англичанеамериканцев французов
ирландцы англичан
русскиеамериканцев евреев немцев поляков русских французов чукчей
французыамериканцев англичан немцев поляков русских
чукчине страдают ксенофобией
Склонный к формализму дизайнер попробует вынести повторяющиеся элементы за скобки:
Кого не любят
американцев англичан евреев канадцев немцев поляков русских французов чукчей
американцы
англичане
ирландцы
русские
французы
чукчине страдают ксенофобией
Однако информативность точки • как отдельного объекта равна нулю, а значение ее положения по горизонтали и вертикали приходится отслеживать взглядом. Кроме того, последний вариант лишен экспрессии предыдущей таблицы, напоминающей голоса представителей разных народов. Там мы выхватываем взглядом занудное (здесь чисто вымышленное) горизонтальное перечисление русского ксенофоба:
американцев евреев немцев поляков русских французов чукчей
…и настойчивые, наводящие на размышления вертикальные повторные возгласы:
  • американцев
  •  
  • американцев
  • американцев

Заметим кстати, что даже наши теоретические построения не лишены тенденциозности в выборе примеров. В определенном смысле Эсквайр обошел скользкую тему межнациональных отношений, выбрав нарочито случайный порядок национальностей и запутав связи, а также придав вопросу комический оттенок за счет большого количества экзотических народов. Получился не информационный дизайн, а идеологическое заявление: мир пронизан ксенофобией.

Вернемся к нашей таблице. Ничего не значащий алфавитный порядок национальностей не позволяет поразмышлять над причинами плохих отношений между народами. Но разместив рядом народы, соседствующие на географической карте, мы могли бы увидеть свидетельства локальных территориальных конфликтов. Сгруппировав национальности, одинаково плохо относящиеся, скажем, к англичанам, мы, вероятно, получили бы набор бывших колоний Британской империи.

Финальная большая таблица в журнале могла бы быть аннотирована подобными предположениями, выводами и комментариями, привязанными прямо к таблице выносными линиями.


Поделиться
Отправить

Комментарии

Дмитрий
10 апреля 2007

Видимо, в исходной картинке национальности — это жетоны с дырочками, через которые проникают линии ненависти. Ведущие в никуда веревочки суть просто концы этих линий.

То, что «жетоны» просто болтаются на линиях, могло бы говорить о том, что ксенофобия не очень устойчивое явление. Эту мысль можно было бы развить, привязав, к примеру, арабов к евреям морским узлом.

Владимир
10 апреля 2007

Обратим внимание на заголовок страницы: «пятиминутный путеводитель по ксенофобии». Не означает ли это что журнал заведомо предупредил нас о том что таблица создана для беглого взгляда по ней и осознания того что ксенофобия опутала весь мир (отсюда и экзотические народы). Развлекательный журнал, такой как «Esquire», на мой взгляд абсолютно правильно решил задачу — показать в игровой форме статистику, основанную на анекдотах.

От глянцевого журнала большего и не требуется.

Что касается предложенных Артемом Горбуновым решений этой таблицы, то решение со связанными вертикально повторами кажется мне наиболее понятным с точки зрения информативности. Но все же я бы внес несколько изменений:
1. Связь повторов по вертикали — хороший ход, но он имеет свои недочеты. В таком построении, по горизонтали таблица получается очень длинной и на примере «англичан» мы можем проследить что если между национальностями в правой части есть существенный пробел, то дальняя от левой части национальность легко может «слететь с горизонтали», нам приходится возвращаться в левую часть таблицы и чертить вымышленную горизонталь (в данном случае от англичан к французам). А легкомысленный читатель и вовсе может принять за больных, по отношению к французам, ксенофобией американцев или ирландцев.
Возможными решениями я вижу либо внедрение в таблицу горизонтальных графических элементов, по которым мы могли бы скользить взглядом, либо построение таблицы вертикально (потеряется определенная эстетика повторов, но вертикали будут значительно короче горизонталей, что, само собой, обезпечит лучшее прочтение таблицы).

2. Артем Горбунов предложил альтернативные решения взамен алфавитного порядка национальностей. Я бы хотел добавить еще одно — расположить национальности по убыванию количества ксенофобий каждой национальности (русские будут где-то вверху). Так мы сможем посмотреть наиболее агрессивные и миролюбивые народы. Я считаю такой порядок расположения стран наиболее удачным.

В финальной верстке таблицы к ней можно было бы добавить небольшую карту мира, где агрессивность (максимальное количество ксенофобий) народов показывать насыщенностью/яркостью, скажем, красного (агрессивного) цвета территории их страны.


10 апреля 2007

Владимир, спасибо за прекрасный комментарий.

Хотел попросить вас в следующий раз указать свою фамилию. Ваш комментарий задает тон обсуждения, а в нашем клубе подпись значит многое.

С этой просьбой я обращаюсь и к остальным уважаемым советчикам.

Владимир Шипилов
10 апреля 2007

Добавка к моему предыдущему комментарию.


11 апреля 2007

Олег сказал, что «в пределах одного столбца не образуется „пар“ и что русских не любят больше всего»; однако нелюбовь между канадцами и американцами всё-таки полностью находится в пределах одного столбца. Кажется, ярлычки разбросаны так, чтобы нитки были как можно длиннее и запутаннее. Например, чем объяснить расположение Хуту и Тутси, которые в своей взамной неприязни полностью изолизованы от всех остальных?

Цвета ниток помогают отличать их друг от друга. Но почему бы не раскрасить и сами ярлычки, чтобы было чуть легче отследить связи? Да и так повеселее.

Одностороннюю неприязнь можно показать стрелочкой. При этом нелюбящая сторона на своём ярлычке не имеет вообще никаких лишних графических элементов (она и вправду не испытывает на себе ничьей ненависти), а нелюбимая имеет неприятную стрелочку.

Взаимную нелюбовь можно показать такой вот чередующийся раскраской с квадратиками. Она выглядит напряжённо, но на то она и взаимная нелюбовь, чтобы напрягать.

Нарисовал небольшой фрагмент с несколькими связями, начав с того расположения наций, каким оно было на исходном куске журнала. Взамность/одностороннесть — от балды. Графика самих ниточек (толщина; частота полосок) и бирочек (размеры, скруглённость краёв, что угодно ещё) может сильно варьироваться.

Самой большой проблемой может здесь стать подбор цветов, чтобы все линии хорошо читались.

Артур Субаев
11 апреля 2007

Может быть, имеет смысл улучшить схему Владимира, не упоминая каждый раз одну и ту же национальность в строках, заменив повторы цветовыми плашками. А взаимную неприязнь выделять двумя линиями и полужирным начертанием (чтобы избежать пояснительной легенды). Какие мысли у Артема и читателей на этот счет?

Владимир Шипилов
11 апреля 2007

Артур, идея ввести в таблицу цвет безусловно интересна, но и здесь мы сталкиваемся с определенными трудностями.
Вами прекрасно решена проблема удаления друг от друга связанных элементов по горизонтали. Это можно увидеть на примере неравнодушного отношения ирландцев к англичанам. Но в таблице вы вводите графический элемент — линию, которая, как уже говорил Артем про точки, не информативна. Вы добились интересного результата — линиями и цветом вы заставили нас посмотреть на таблицу с другой стороны. Моя таблица была построена на том чтобы показать какая народность наиболее подвержена ксенофобии (Русские). В вашей таблице хочется упорядочить результаты по принципу — какой народ больше всех недолюбливают (американцев, в нашем случае).
И еще. Если убирать повторные национальности, то, вероятно, разумно было бы вынести их вообще за пределы правой части таблицы, поскольку расположение их на переделанной вами таблице создает ряд вопросов.


11 апреля 2007

Артур!

Такие линии хорошо подходят для изображения и сопоставления интервалов на непрерывных числовых осях, например, частотных диапазонов различных музыкальных инструментов (см. Эдварда Тафти, Visual Explanations, стр. 87).

Здесь же мы имеем дело с отдельными дискретными случаями. Протяженность линии «англичан» не имеет никакого физического смысла и сбивает с толку.

Двойная линия воспринимается здесь именно как две линии — для любой диаграммы это нежелательный эффект.

enternet
13 апреля 2007

Странен подход к упрощению отображаемых связей.
Перед нами ориентированный граф! Ориентацию можно отобразить на рёбрах, так что её можно пока оставить в стороне.

Итак, перед нами граф! Как визуализировать граф оптимальным образом? Люди придумали кучу методов. Вот один: обычно отображаемый на плоскость граф замечательно понимается людьми при условии непересечения его ребер. Следовательно начать следует с определения планарности данного графа. Если планарен — дело в шляпе. Если нет, то следует свести задачу с минимальному количеству пересечений. Подозреваю, что есть готовый софт для решения таких задач. В данном случае, наверно можно и просто руками всё сделать. Ну если сложно, то самостоятельно программу для раскладки написать.

И только после этих действий можно приступать к оформлению, вкладывая в него хоть политический, хоть юмористический оттенок.

Кстати, можно ещё в вершинах отобразить вес. Будет весьма любопытно.
После чего уже можно браться и за смысл, вкладываемый во внешний вид рёбер.


15 апреля 2007

Уважаемый enternet!

Мне кажется, что просто распутав ниточки, как вы предлагаете, мы, возможно, добьемся небольшого улучшения читаемости.

Но при вашем подходе только сами связи диктуют расположение национальностей, причем неоднозначным образом. Это значит, что анализировать а) количественные показатели связей (самые ненавидимые, самые ненавидящие, самые нейтральные, похожие списки недругов) и б) причины этих связей (географические, геополитические, исторические) будет очень сложно или невозможно.

Табличный подход дает нам свободу в группировке и сортировке, он более предсказуем и управляем.

Возможно, однако, что наилучшего эффекта можно добиться, показав рядом граф и таблицу, отсортированные с учетом одной и той же гипотезы. В случае географической гипотезы граф может принять конфигурацию географической карты мира.

Еще интереснее показать несколько таких пар «граф-таблица», проверяющих разные гипотезы.

Anatoly Rr
16 апреля 2007

В графе, предложенном enternet, информация о самых ненавидящих/нейтральных/ненавидимых национальностях была бы достаточно хорошо видна из количества исходящих/входящих ребер. Возможно, ее можно было бы еще более четко выразить с помощью яркости или цвета самих узлов.

lemonade
17 апреля 2007

Для меня самым интересным элементом в схеме стали «ниточки со свободными концами».

Те из них, которые причудливо закручены, вызывают у меня легкую радость, смешанную с оптимизмом, напоминая порванные струны ксенофобии. А те, которые не закручены, вызывают противоположные ощущения. У меня создается впечатление, что эти «струны» только начинают расти.

Александр Пономарев
17 марта 2008

Пятидесятипятиминутный путеводитель по… (забыл, как ее… А, вспомнил!) ксенофобии.

Немного отвлечемся от дизайнерских проблем. Насколько уместно говорить о нелюбви одного народа по отношению к другому народу? Даже если речь идет о массовом психозе, вроде гитлеровского нацизма. Это раз. Если я люблю американцев, значит ли это, что я не русский? Это два. Зачем пропагандировать плохое? Это три. Каждая ниточка в этой схеме — чья-то невинная кровь. Грустно, господа.

Однако, все вышесказанное нисколько не умаляет интересности поставленной дизайнерской задачи. Она действительно непроста. И, похоже, осталась-таки нерешенной.

Предлагаю оставить в покое ксенофобию и тех ублюдков, которые ее пропагандируют. Перевести задачу в позитив. Будем политкорректны.

Пусть будет так:
Валентин любит Николая, Елену, Ольгу, Эммануила, Виктора;
Виктор любит Свету, Гаврилу, Михаила, Ольгу, Марину, Эммануила;
Ольга любит Валентина, Жанну, Бориса, Людмилу;
Марина любит Эммануила, Гаврилу, Валентина;
Любовь любит всех.

Попробуем разобраться в их отношениях. Представить их графически, таблично.

Наверное, со мной согласится большинство, что Любовь выше всех. Остальные имена расположаться в порядке убывания любви. Марина будет замыкать список.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

2 14 1 2




Недавно всплыло

О тексте как базовом элементе 6 1 3 Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1