|
Евгений Ширин
1 февраля 2011
|
Азат, всё зависит от объёма проекта и ваших взаимоотношений с заказчиком.
В сфере интеллектуальных услуг личность клиента играет немаловажную роль. Опытный менеджер в большинстве случаев может определить «головнякового клиента». Некоторые студии оценивают проект с учетом поправок на личность клиента, т. е. с учетом риска затягивания проекта исключительно из-за личностых качеств заказчика. Вот неплохая статья на эту тему: http://www.profeel.vl.ru/info/20091001/
Для небольших проектов лучше работать по 100%-й предоплате.
Средние и крупные проекты обычно разбиваются на этапы. Лучше всего работать по 100%-й предоплате за каждый этап работы. В любом случае предоплата необходима. Во-первых, предоплата — это лучшее доказательство серьёзности намерений клиента. Во-вторых, для крупных проектов предоплата может быть необходима для выполнения самого проекта. Что вы будете делать, если возьмёте проект на несколько месяцев, который будет требовать процентов 70 рабочего времени сотрудников компании? Если у фирмы нет достаточной базы для оплаты аренды, з/п и прочих расходов, то из-за работы без предоплаты можно обанкротиться.
Если клиент проверенный (т. е. уже неоднократно с ним работали и есть доверие) или дополнительный заказ возник в рамках выполнения текущего проекта, то можно и без предоплаты сработать.
Самое главное — заключить грамотный договор, в котором будут прописаны все возможные случаи и последствия.
Очень хорошо подстёгивает клиентов такой пункт в договоре, что если заказчик задерживает сроки более, чем Х дней, то исполнитель вправе расторгнуть договор. При этом предоплата не возвращается и заказчик обязан компенсировать исполнителю упущенную выгоду в размере X процентов от стоимости договора.
Разумеется, при подобных «драконовских» мерах для заказчика, такие же меры будут и для исполнителя. Так что главное не переусердствовать, иначе можно самому оказаться должным.
Не забывайте о том, что многие крупные компании и госорганы работают только по постоплате. Вообще, работая с такими клиентами нужно быть готовым к тому, что оплата может быть задержана на несколько месяцев и более. Для нашего государства и «китов» бизнеса — это обычная практика.
|
|
|
|