Илья Синельников |
Глеб! Тут нет универсального рецепта. С опытом будет легче понимать, насколько клиент нацелен на результат, но всё равно заказчик может потерять мотивацию прямо во время проекта по не зависящим от вас причинам. Также заказчик может не осознавать, чем ему грозит растягивание сроков. Он может не осознавать задержку или полагать, что вы потом нагоните. Поэтому я бы переформулировал ваш вопрос так: «Как построить совместную работу с клиентом, чтобы сроки и оплата проекта не растягивались бесконтрольно?» Ответ — работать по принципу ФФФ. Так работает бюро со всеми клиентами и культивирует этот подход. ФФФ расшифровывается как фиксированный срок, фиксированный бюджет, гибкий функционал. При таком подходе срок — обоюдная ответственность сторон. Срок на согласование изначально включён план. Если клиент должен согласовать за два дня, но не отвечает неделю, значит, в проекте жопа. В этом случае клиент и исполнитель совместно решают, что делать, а именно, как перестроить проект (изменить функционал), чтобы всё равно выпустить полезную часть до дедлайна. Нельзя просто так взять и решить: «Ну давайте просто ещё две недели добавим к проекту». Очень важно помнить, что за сроками должен следить исполнитель, это его ответственность. То есть, ваша задача показать клиенту, как увеличение срока на согласование скажется на всём проекте. Вам нужно бить тревогу и не сглаживать углы. Настаивать на принятии конкретных решений, как сокращать функционал, потому что подвинуть дедлайн вы не можете (представьте, что у вас начинается другой проект, и всё уже согласовано). Что дальше |