x
 
Александр Грисенко
4 июня 2009

Добрый день.

Приведённая мегаформа используется в работе одной из систем бронирования туров уже более года. Все это время не покидает ощущение неудобства и неправильности. Пожалуйста, посоветуйте, каким образом можно представить необходимые поля так, чтоб было удобно и приятно? Оправдан ли будет переход к пошаговому заполнению отдельных блоков?



Вы прислали эту форму в конце мая 2008 года. Я целый год обходил её стороной.

Ниже есть «Информация о туристах». Здесь лучше написать «Клиент» или «Покупатель».

Просто «Тур».

Трасса обещает быть нелёгкой.

Просто «Расчёт».

«Итого»

Десятичный разделитель — запятая.

Подписи — вправо.

Вынести за скобки.

Не надо никак называть эти кнопки, они уже подписаны.

«Туристы»

Куда в конце?

Здесь сразу видна левая рука крепкого прикладного программиста. Правой он собирает формы для «Паруса», «Галактики» или чего там ещё бывает.

Александр, пошаговую форму здесь точно делать ни к чему. Думаю, даже исходная идея вместить всё в один экран имеет право на существование (или хотя бы на проверку), но точно не методом квадратно-гнездовой укладки.

По логике здесь должно быть три больших блока: «Тур», «Туристы» и «Оплата». Простите, что не рисую, а то совет бы ещё полгода не вышел.

Найдутся смельчаки?


Поделиться
Отправить

Комментарии


4 июня 2009

Для смельчаков перевел форму в векторный формат (Корел 12).

http://www.ksoftware.ru/xlam/Inturist.cdr

Иван Большов
4 июня 2009

Артём, этот пример надо разобрать на тренинге в Питере :) Очень показательный пример.

Михаил Едошин
4 июня 2009

По одном скриншоту ничего толкового не сделать, надо знать возможности системы бронирования, статистику пользователей посмотреть. Знать, что ещё можно менять; зачем, скажем, у дисконтных карт не только номер, но ещё и серия и можно ли оставить один только номер.

Можно набросать примерный вариант, чтобы примерно прикинуть основые принципы. Во-первых, два экрана; первый общий, с расчётом, второй конкретный, со списком путешествующих и с данными для заключения договора. Второй экран простой, только что все данные, которые сейчас в самом верху (имя, паспорт, адрес), должны быть в самом низу, после списка путешественников.

На первом экране есть два типа параметров: те, которые человек, скорее всего, будет выбирать по цене и те, которые он будет выбирать по другим характеристикам. Скажем, куда и когда лететь, наверное, решается вперёд, а уже потом подбираются варианты. Если не так, не суть, можно переделать.

Все параметры, которые решено делать не ценовыми, группируются вверху в удобном виде. В примере это календарь, страна-город и оператор.Календарь в виде ленты, если возможность позволяет — скроллящийся, выбор периода перетаскиванием, карта тоже интерактивная.

Все ценовые параметры образуют стопку, разделённую на две части: что включено и что нет. К каждому параметру прилагается галочка, которая включает/исключает параметр из списка. У включённых параметров могут быть дополнительные опции; у выключенных они пропадают. У каждого параметра, включая выключенные, есть подробный объясняющий текст, такой, что если распечатать эту стопку, получится приличный план путешествия с нужными деталями.

Каждый параметр надо, конечно, делать индивидуально, чтобы не было регбусов-кроссвордов вроде «типа» и «вида»; что, кстати, они обозначают? Т. е., скажем, отели можно сгруппировать по классу, возможно, вытаскивать информацию об отеле, кроме того, как тут предполагается заказывать несколько номеров?

Всё, что логичным образом не попадает в эти три раздела (качественные параметры, ценовые параметры, конкретные детали) убирается. Например, курсы доллара и евро пусть будут, но за кадром.

О! До меня только сейчас дошло, это же внутренняя форма, а я почему-то все время полагал, что это сайт. Впрочем, это ничего особенно не меняет, все, что я написал, годится и для внутреннего использования.

Юрий Солоницын
5 июня 2009

Прошлой осенью обсуждали с коллегами очень похожую по назначению форму.

Только тогда речь шла о форме, с которой работает менеджер (представитель туроператора).

Тогда получился вот такой набросок (не придирайтесь к типографике, это просто набросок :-)


5 июня 2009

Мне кажется, у нас тоже идёт речь о форме для турагента.

Белов Антон
5 июня 2009

ФИО покупателя заполняются, когда тур уже сформирован, причём не всегда все данные о туристах у покупателя при себе. Помимо этого, факт подтверждения или возможного подтверждения очень важен (имеет смысл использовать цветовую дифференциацию — жёлтый (серый) — не подтверждено, зелёный — подтверждено, красный — требует дополнительного вмешательства.

Сначала оперируют либо страной либо датами, причём даты могут смещаться.

Потом подбирают отель или курорт, где иногда важны самые разные мелочи, которые и должны ставиться во главу угла. Важными могут быть центр определённого города или звёздность, береговая линия, питание, бизнес-класс перелёта (чего я в форме вообще не увидел), очень важно иметь поле «дополнительная информация», постоянный клиент и вообще история клиента тоже немаловажный факт (но при этом ФИО покупателя я бы поставил в конец, в первого туриста). Группы иногда селят в разные отели, а заявку компоновать приходится одну, кстати и перелёты в несколько дат бывают (долёты).

Ой, сколько всего написал. Выбор отеля — большая часть времени, мне кажется он и должен занимать 90% экрана. Слева: страна-звёздность-курорт-отель, важные (или не важные) для клиента моменты (какие угодно из выпадающего списка), справа — фотки. Сверху — примерные даты со стопами на билеты по курортам, под фотками — стопы на конкретный отель (отели). Под этим всем — туристы, с птичкой справа от заключающего договор. Под этим всем — контактная информация и дополнительные пожелания.

Следует помнить, что у агента эта форма служит для предварительной договорённости. Потом всё ещё уточняется.

Денис Чмель
5 июня 2009

Мне кажется, что такие грандиозные формы нужно минимизировать путем скрытия необязательных блоков с помощью таких чебоксов или значений дропдауна, как: «не важно», «нет пожеланий», «страховки не надо», «оформления не надо», «скидок нет» и «какая разница», «заполню потом». Конечно, это только если с ней работает новичок, или менеджер вместе с клиентом.

В итоге получится интерфейс, в котором среднее количество кликов будет чуть больше, но обязательный «маршрут» зависит от количества известных деталей. Работа с клиентом будет утрированно такой:

— Мне в Тунис, 5 звездочек, 10 дней.
(Клик, клик, клик). — Выходит 2000 тыщи, страховки нет?
— Нет.
(Клик). — 2500 тыщ.
— О, и ещё мне очень важно All Inclusive и вид на море.
(клик, клик). — Всё равно 2500 тыщ, похоже, это значения по умолчанию.

Денис Братчук
5 июня 2009

> Всё это время не покидает ощущение неудобства и неправильности.

Я бы посоветовал поговорить с человеком, проработавшим с этой формой больше года. Ещё лучше — воспользоваться живой формой самому и забронировать с десяток туров. Ваш личный опыт вкупе с опытом людей, работающих с этим монстром, могут указать на улучшения гораздо лучше, чем все советчики вместе взятые.

Александр Пономарёв
6 июня 2009

Александр, сначала имеет смысл упорядочить расположение полей внутри блоков, дать им понятные и правильные названия, оттипографить. Методом постепенного улучшения вы быстрее достигнете цели, поскольку видно, что у вас нет готового плана её достижения. У меня тоже его нет. Для этого нужен больший опыт проектирования интерфейсов.

Группы полей внутри блоков тут удобнее располагать построчно и не смешивать по вертикали, даже если остаются свободные места. Если горизонтально не получается, то в пределах другого блока можно их расположить вертикально, но тогда не смешивать по горизонтали.

Используйте италик аккуратнее. Обычно им выделяют размерности, подписи и пояснения.

Скобки не следует ставить там, где от их отсутствия не меняется смысл или не затрудняется понимание.

Если вы даёте полю название «Ф. И. О.», вам могут написать туда: «Х. У. Я.». По известному анекдоту.

Многим не потребуются пояснения к моей картинке, но я их дам.

Везде, где есть возможность вполне обойтись без 

Иногда люди, когда пытаются оценить, насколько выгодно расположены элементы на форме, рисуют линию, по которой якобы глаз скользит 2 23 5 6