|
Ярослав Маркин
5 ноября 2010
|
То, что клиенты приходят без технического задания/спецификации — это нормально, и даже хорошо: уже составленное ТЗ в большинстве случаев слишком поверхностное («зачем писать спецификацию и тратить на это время? у нас есть ТЗ, работайте по нему!») или плохо ложится на то, как систему нужно разрабатывать на самом деле (возможные битвы за содержание ТЗ с представителями заказчика). Случай, когда на стороне заказчика есть вменяемый техспециалист, который может хорошо взаимодействовать с командой, к сожалению, встречается редко.
На самом деле, «замес» вполне можно продавать отдельно — мы в Evil Martians очень часто предлагаем написать спецификацию для проекта отдельным этапом, за отдельную сумму: так заказчик имеет возможность посмотреть на качество нашей работы (проработка требований и вообще организация работы), при том что он не подписывает контракта на N-месячную работу, и, вообще говоря, после разработанной спецификации может уйти к другому разработчику (это мы тоже объясняем каждый раз). Мы, с другой стороны, видим, насколько проработана идея проекта, выясняем все тонкости (что на самом деле является целью проекта, кто имеет последнее слово в принятии решений), смотрим, как у заказчика с исполнением обязательств (платежи), и вообще определяемся, насколько проект адекватен.
Если заказчик в принципе не хочет прорабатывать спецификацию и настаивает на том, что «нужно начать как можно скорее, без уточнений, потому что срок был вчера» — это первый признак того, что на проекте будут проблемы, и потерять его не жалко.
|
|
|
|