x
 
Артём Оберлянд
5 ноября 2010

Довольно часто клиенты приходят без технического задания, просто с некоторыми материалами, в лучшем случае это будет предполагаемая структура сайта. И когда я им объясняю, что ТЗ необходимо, объясняю почему, называю цену, они зачастую не возвращаются. Возможно, их пугает дополнительный этап работы, может, они думают, что это просто займёт больше времени. Можно было бы включать разработку ТЗ в цену проекта, но тогда возникают трудности с подписанием договора, так как к нему нельзя будет приложить ТЗ. 

Какие есть варианты?



Артём!

В бюро техническое задание (или более упрощённое задание на работу) является первым коммерческим этапом любого проекта. Нет никакой необходимости объяснять клиенту, зачем нужно задание — это просто часть методологии нашей работы. Без него мы просто не смогли бы решить задачу. Крайне важно, чтобы мы сами его написали, иначе нет никакого способа нам и клиенту убедиться, что мы правильно поняли задачу.

Это как тесто замесить перед выпечкой. Я не рекомендую вам убеждать клиента в необходимости замеса, просто сообщите, что это первый этап вашей работы; не пытайтесь продавать замес отдельно.

P. S.
Этот совет устарел. Сейчас бюро придерживается итеративного подхода с несдвигаемыми дедлайнами, а технические спецификации составляются между этапами дизайна и разработки. См. советы об управлении проектами.
P. P. S.
Это был пятничный совет по взаимоотношениям с клиентом. Хотите получить совет по самой эффективной системе переговоров без оружия? Присылайте вопросы.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Ярослав Маркин
5 ноября 2010

То, что клиенты приходят без технического задания/спецификации — это нормально, и даже хорошо: уже составленное ТЗ в большинстве случаев слишком поверхностное («зачем писать спецификацию и тратить на это время? у нас есть ТЗ, работайте по нему!») или плохо ложится на то, как систему нужно разрабатывать на самом деле (возможные битвы за содержание ТЗ с представителями заказчика). Случай, когда на стороне заказчика есть вменяемый техспециалист, который может хорошо взаимодействовать с командой, к сожалению, встречается редко.

На самом деле, «замес» вполне можно продавать отдельно — мы в Evil Martians очень часто предлагаем написать спецификацию для проекта отдельным этапом, за отдельную сумму: так заказчик имеет возможность посмотреть на качество нашей работы (проработка требований и вообще организация работы), при том что он не подписывает контракта на N-месячную работу, и, вообще говоря, после разработанной спецификации может уйти к другому разработчику (это мы тоже объясняем каждый раз). Мы, с другой стороны, видим, насколько проработана идея проекта, выясняем все тонкости (что на самом деле является целью проекта, кто имеет последнее слово в принятии решений), смотрим, как у заказчика с исполнением обязательств (платежи), и вообще определяемся, насколько проект адекватен.

Если заказчик в принципе не хочет прорабатывать спецификацию и настаивает на том, что «нужно начать как можно скорее, без уточнений, потому что срок был вчера» — это первый признак того, что на проекте будут проблемы, и потерять его не жалко.


5 ноября 2010

Мне кажется, бывает успех и без ТЗ. Это наверняка вызывает сложности в организации работы, но клиент не приходит с готовым решением, у него просто есть потребность в решении, у студии — задача удовлетворить его, не потеряв при этом свой интерес (финансовый и творческий). На практике многие решения приходят, когда рисуешь дизайн, поэтому на стадии заключения договора я бы говорил об «экранах». На первом этапе это легко решаемая задача, которая позволяет не зарываться в подробности и выдумывать псевдорешений, но, в то же время, не даёт заказчику полную свободу после подписания договора.

Илья Земсков
5 ноября 2010

Артём, правильно ли я понял, что вы фактически предлагаете не цепляться за клиентов, которые не хотят работать по нашим правилам?

Александр Кравчук
6 ноября 2010

Сделайте ТЗ бесплатно, в качестве бонуса.

Заодно сможете проверить степень адекватности клиента :-) А он уже на этом этапе убедится в вашей исключительной компетентности и успокоится.

После этого заключить договор будет намного проще.

Алексей Мельников
6 ноября 2010

Артём!

Для клиента дизайн-студия выглядит как большая кнопка «Сделать красиво». И как любой нормальный человек, он хочет засунуть деньги в автомат, нажать на кнопку и получить своё «красиво», по возможности, не отвечая ни на какие вопросы и не проходя никакие «шаг 1 из 10».

Старайтесь не надоедать ему техническими подробностями и помнить, что на этой кофе-машине есть и другие кнопки :-)

Иван Демидов
9 ноября 2010

Алексей!

Не всё можно хорошо сделать без участия клиента и одним нажатием кнопки. Например, костюм без активной помощи клиента хорошо не пошьёшь :)

Даниил Фойгель
17 ноября 2010

Привет всем!

А почему нельзя объяснить клиенту, что сначала вы подписываете договор, потом начинаете сами формулировать ТЗ, которое клиент (не) утверждает, а потом на его основе начинаете работать? В конце концов, если ТЗ херовое, то трудности наживёте вы, а не клиент, следовательно, дышится лучше, когда ТЗ составили сами. Да и потом, если что, им можно поразмахивать (как гостом :-)

Алексей Кварц
9 апреля 2014

Даниил, возможно, я неправ, но чтобы подписать договор, нужно наверняка знать стоимость проекта, а также его объём работы и сроки. Это всё как раз в договоре и прописывается.

Любой адекватный человек не стал бы подписываться под тем, к чему он не готов.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Клиент не хочет погружаться в обсуждение задачи Руководитель корректирует почти все тексты и добавляет канцелярит Как объяснить заказчику, за что он платит деньги, если он считает что всё придумал сам, а дизайнер только рисует? Правда, что неуверенность в себе сильно мешает работе?




Недавно всплыло

Экран ожидания в поликлинике 6 Какие законы для текста, который будет восприниматься только на слух? 1 Правдивость 4 Почему в переписке нельзя использовать «Доброго времени суток»? 2