А. Г. |
Антон! Поздравляю вас с новым клиентом. Думаю, что он выбрал вас благодаря правильно проведённым переговорам. В вашей ситуации, на мой взгляд, сработало не одно правило, а целых три принципа: «не делать презентаций», «использовать валюту», «общаться в мире клиента». Не делать презентацийВ книге «Сначала скажите „нет“» Кемп пишет: „К огорчению некоторых моих клиентов, я искренне считаю, что презентация — та часть базовой теории переговоров подхода « В презентациях две проблемы. Это всегда монолог, в котором презентующий пытается «продать» При этом презентующий всегда находится в положении нуждающегося. Все понимают, что его задача — продать, презентующий старается изо всех сил, пока его судят слушатели. Мы даже не презентуем портфолио на встрече с клиентом, чтобы ему понравиться. Зачем ставить себя в неудобное положение, если его изначально не устраивает наш уровень работ? Поэтому мы просим клиентов ознакомиться с нашими работами на сайте, перед тем как решить, что с нами имеет смысл встречаться. Что уж говорить о рисовании до начала проекта. Если дизайнер концентрируется на том, чтобы понравиться клиенту, а не решить задачу, картинка будет играть роль всё той же ненужной презентации. Вы отказались от презентации и предложили клиенту изучить ваше портфолио. Благодаря этому вы не оказались в положении нуждающегося, а клиент смог спокойно и объективно оценить ваш уровень. Если клиента устраивает ваше портфолио, лучший способ ему понравиться — задать правильные вопросы о его работе. Использовать валютуКак говорит Кемп, во время переговоров мы тратим бюджет: деньги, время, энергию, эмоции. И рекомендует держать эти траты под контролем. Но мне нравится расширять эту метафору дальше. Если мы тратим эти разнообразные ресурсы, чтобы «купить» согласие клиента, почему бы не использовать эти ресурсы, как своего рода валюту? Обычный пиарщик бегает за журналистами, кормит их в ресторанах и рассылает Обычный менеджер использует красноречие, чтобы убедить клиента Обычный дизайнер использует картинки в переговорах, пытаясь понравиться клиенту. Но если клиент получил картинки бесплатно, не потратив времени и денег, они не будут представлять для него никакой ценности. Более того, он решит, что и для самого дизайнера макетики — разменная монета. Опытный дизайнер относится к своим картинкам, как к самой ценной валюте. Вы не стали рисовать картинки до начала проекта, и этим парадоксально повысили их ценность для клиента. Самая ценная валюта — та, которую ещё не отдали. Общаться в мире клиентаЯ считаю, что это самая важная (хотя и избитая) идея Кемпа. Более того, для меня «мир клиента» — часть общей философии полезного действия.
Если вы не насильник и не паразит, чтобы |
||||||||||||||||
Вы объяснили свой отказ клиенту желанием сделать результат лучше — и это сработало. Надеюсь, что и сам проект пройдёт удачно — для этого рекомендую книгу Николая Товеровского. |
Единственная ситуация, когда стоит говорить о себе или своей ситуации,— когда вы загнаны в угол и |