x
 
Алексей Мельников
30 октября 2008

Артем! Товарищи!

Последнее время меня волнуют наши автомобильные номера. Мало того, что на них теперь используются только латиноподобные буквы (хотя финны и эстонцы спокойно ездят по Питеру со своими NJZ и ничего), так они еще и меньше цифр в полтора раза.

Предлагаю отвлечься и совершить небольшую увеселительную прогулку, а именно пофантазировать на тему российского автомобильного знака.



Текущий внешний вид знаков регламентируется стандартом ГОСТ Р 50577-93.

Регистрационный знак типа 1 с двухзначным кодом региона регистрации

  • Для повышения читаемости здесь использованы сразу несколько вещей:
  • Простой, открытый шрифт с хорошо различимыми знаками (обратите внимание на тройку, которую не спутать с буквой «З», на укороченную середину буквы «М», понижающую шум).
  • Пространственное вынесение кода региона, разделение трехбуквенного кода на две части.
  • Шрифтовое выделение групп: основные цифры крупнее букв, визуальная важность кода региона понижена уменьшением кегля и выравниванием по верху.

Даже если сделать скидку на шутку, шансы распознать и запомнить вашу «Ъеччожу» стремятся к нулю. А если принадлежность к стране обозначена красным фоном, то это лишает нас, как минимум, дополнительной цветовой классификации номеров. Как максимум — универсальности и интернациональности.

Уважаемые советчики могли бы предложить ниже собственные решения по увеличению номерной емкости без ущерба для читаемости. Попутно было бы интересно решить и другую задачу: как повысить шансы на опознание автомобиля?

См. также комментарий А. Лебедева об автомобильных номерах.
§ 68. Доменные имена по-русски.

Поделиться
Отправить

Комментарии

Георгий Пашков
30 октября 2008

Для начала нужно разрешить латиницу: буквы «RUS» ведь никого сейчас своей латиницей не смущают. Можно использовать буквы в кодах регионов: Z 976 MM | A1. И проблема мощности множества номеров решится надолго.

А вот это «RUS» — явно лишнее. Зачем оно? На днях ехал в Финляндию, все равно на таможне обязывают лепить большие овальные наклейки с тем же самым «RUS» по два евро за штуку.

Денис Чмель
30 октября 2008

Интересная проблема. Редко кто запомнит длинный «айдишник», а короткие не подходят из-за малого количества комбинаций. Да и в целом, все что помнит шокированный человек (или группа) это: «красный хэтчбэк, в номере вроде 22 было». Но ведь, пардон, чаще всего это и есть реальный «знак». Он идентифицирует на 50-90%, но в критической ситуации этого может хватить. А увеличить шансы можно, подогнав знаки под идею.

Например:
1) Можно регистрировать две машины на один и тот же знак если это белый джип и зеленый седан. Тем самым уменьшить количество символов на знаках.

2) Если очень выделить регион (цветом фона или символами Webdings), то одинаковые знаки можно давать даже машинам из разных регионов. «Свои» будут привычны, «чужой» цвет/символ бросится в глаза.

3) Добавить избыточую «хэш»-цифру (или букву) чтобы определять наиболее вероятный номер, в случае когда свидетели запомнили почти одинаково.

4) машинам очень темных цветов давать наиболее короткие/запоминающиеся знаки и так далее.

А свой внутренний идентификатор гайцы пускай хоть иероглифами записывают — большими и на крыше (для идентификации через вертолет/спутник сойдет Data Matrix: http://ru.wikipedia.org/wiki/Data_Matrix :) или же маленькими циферками и на двигателе. Ведь этот (уже уникальный) идентификатор не нужно будет никому ни запоминать, ни вспоминать. Он только для компьютерной базы данных, у которой нет проблем с «запоминанием» чего бы то ни было.

Виктор Глушенков
30 октября 2008

Артем, не могли бы вы пояснить, чем так хорошо «разделение трехбуквенного кода на две части». По моим ощущениям, это не повышает запоминаемость, а, скорее, наоборот.
Еще мне не нравится, что номера бывают разного вида. Не только хХХХхх, но и ххХХХх, а также ххХХХХ, возможно, еще что-то. Я не в курсе, что таким образом кодируется, поэтому возникает сразу много вопросов.

Еще непонятна прелесть цифрового кодирования регионов. Система двухбуквенного кодирования американских штатов кажется мне более очевидной.

Юрий Хан
30 октября 2008

Я работаю в машинном распознавании регистрационных номеров и скажу вам со всей ответственностью, что делать номерные знаки с цветным, а особенно с красным фоном — это саботаж. Номер должен быть черным на белом, в крайнем случае — на желтом, при этом фон должен быть ретрорефлективным.

Кроме того, в странах, где нет дифференциации букв и цифр по высоте и/или используется полный алфавит, неизбежны ошибки вида 0/D/O/Q, C/G, 5/S. В этом отношении в России очень хорошие номерные знаки. Только грязные.

Сергей Мамылин
30 октября 2008

Редко случается, чтобы человек за пару секунд запечатлел в памяти все шесть знаков. Склонность запоминать только числа или только буквы (особенно, если есть ассоциация) встречается куда чаще. В общем главное, что не все; и путают вдобавок.

Поэтому предлагаю из уникальной части номера явно показывать только часть (см. уродливую картинку как пример). Не принципиально какую часть именно. Это уже детали.

При таком варианте движущийся автомобиль куда проще идентифицировать, так как взгляд обычно пытается разом «захватить» весь номер — а результат от этого почти нулевой. Но и полный номер никуда не девается; почти как у телефонов! — есть значимая часть — N85 для Нокии, к примеру, — а есть и второстепенная — внутренний номер, длинный-длинный.

Плюс — появится место под расширенную номерную емкость.

Конечно, идея не нова; есть номера и из одной цифры или слова, однако это, думаю, излишества: умеренная унификация все же полезна.

Кстати, добавление третьей цифры в номер региона делает его каким-то тяжелым.

Александр Зайцев
30 октября 2008

Виктор, все регионы (уж тем более в России) двумя буквами не обозначить.

Так пытались делать в Украине с 1995 по 2004 год. Крым кодировался как КР, КО, потом добавили РК (Республика Крым); Винницкая область — BI, BT, BX; Ровенская — РВ, РА, РО и т. д. Другие регионы, которые кодировать надо было иначе — ограничение по количеству букв (A, B, C, E, H, I, K, M, O, P, T, X). Днепропетровск, например, обозначался АА, AB, АЕ, AK, AH.

Формат номера тогда был // ###-## XX, где // — код региона, причем регионы шли в алфавитном порядке. Формат дает понимать, что одним очевидным КР все номера не сделаешь — ограничение в 99 999 номеров.


С 2004 года формат новый — XX #### XX, который весьма хорош. От понимаемого кодирования регионов избавились вообще, хотя алфавитный порядок кое-где соблюдается. Первые XX — код региона, вторые XX — серия номера. Таким образом, были убиты два зайца — повысились число комбинаций и читаемость. Шрифт еще улучшили, что еще приятнее.

Крутые чуваки ездят с общегосударственными номерами II #### II, получается псевдографика (об этом как-то писал Илья Бирман, http://ilyabirman.ru/world/kiev/4).

Есть возможность сделать вместо обычного номера персональный — написать слово (можно даже на русском и украинском) или свои цифры. Сейчас можно влепить и свой логотип. Но с таким номером выезжать за границу нельзя.

Кодирование номеров цветом, по-моему, очень правильная и хорошая идея. В Украине номера на маршрутных такси должны быть на желтом фоне, на милицейских автомобилях — на синем, транзитные номера — на красном.

Александр Николаенков
30 октября 2008

Во-первых, нельзя допускать использование латиницы одновременно с кириллицей. Потому что никто не поймет разницу между, например, Р-латинской и Р-кириллической. Мне кажется, что можно модернизировать гостовский знак так: сначала цифры, а потом буквы. Например, 976МММ. Так знак не потеряет ничего, а его узнаваемость повысится.


30 октября 2008

Разбиение на короткие группы работает здесь так же, как в телефонных номерах и больших табличных числах.


30 октября 2008

Александр Зайцев, математика показывает, что вы не правы :-) В России, кажется, 89 субъектов федерации, а 33*33 = 1089, то есть на тысячу больше. Так что букв навалом.

Если, например, Забайкальскому краю дать код ЗК, то, кажется, будет очень символично, что по Чите будут ездить автомобили с таким номером…

Но нужно запретить расширение номерной ёмкости за счёт придумывания новых кодов региона: это бред, обессмысливающий код региона.

Иван Пухкал
30 октября 2008

У номеров есть еще один аспект: на них не только смотрят, но и передают по рации. И если схема передачи русских букв именами (пусть каждый и использует свои наборы имен — А: Анна, Александр или Андрей) распознается любым, то что делать в случае разрешения латиницы? Всем сотрудникам ГИБДД учить фонетический алфавит НАТО?

Сергей Мамылин
31 октября 2008

Согласен с Юрием Ханом: цветной фон (по крайней мере в текущей реализации) — лишнее. По себе знаю: пыль, пару шлепков грязи, немного сумерек — и черные буквы на красном или синем фоне становятся неразличимы.

Александр Зайцев
31 октября 2008

Илья, прошу прощения, я забыл уточнить, что нельзя обозначить все регионы России двумя буквами, по которым сразу понятно, что регион — такой-то. Ну и не 1089, а 144, а то и 121 (проблема в букве У, которая в верхнем регистре не такая, как Y).

Юрий Солоницын
1 ноября 2008

RUS латиницей введено именно для выезда за границу, также как и использование букв, совпадающих по начертанию с латинскими. По финским правилам (на сколько они мне известны) дополнительных наклеек при обозначении национальной принадлежности на номере не требуется.


1 ноября 2008

Александр Зайцев, принимая вашу точку зрения относительно невозможности обозначения всех регионов однозначно воспринимаемыми двухбуквенными кодами, отмечу, тем не менее, что потенциал для решения этой задачи у букв всё-таки заметно больше, чем у цифр :-)

Евгений Арутюнов
2 ноября 2008

По-моему, у букв потенциал больше не только из-за большей вариативной емкости, но и потому что их легче произносить и запоминать. Если выбирать — добавлять четвертую букву или цифру, я бы предложил букву в начало.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Раскин вскользь говорит: «большинство людей из той культуры, на которую этот интерфейс ориентирован» 1




Недавно всплыло

Как избежать «эффекта Тильды»? 2 Практика: формулировка полезного действия 8 10 Давайте соберём в одном посте студии и фрилансеров, которые работают по принципам ФФФ 45