x
 
Тихонов Александр
9 июня 2008

Привет. В оглавлении принято нумерацию страниц ставить справа. Из-за этого зачастую прибегают к дополнительному оформлению (линия из точек, просто линия) от заголовка до номера страницы (пример А).

Приемлемо ли нумерацию ставить слева от заголовков (пример Б)? Не потребуется никакого лишнего оформления и все так же ясно и понятно.



Приемлемо, только логика чтения нарушается. Лучше так:


Поделиться
Отправить

Комментарии

Алексей Мельников
9 июня 2008

Если это не художественное произведение, то заголовки можно привести к общему знаменателю: либо короткие, либо полные. Содержание — это существенная часть оформления книги. Особенно не художественной.

Сергей Мамылин
9 июня 2008

Номера можно закинуть под названия. Особенно полезно в случае альбомного формата с разбивкой на несколько столбцов и уникальности каждого пункта (например, поварская книга с национальными кухнями).

Конечно, содержание становится длинней, однако есть и «плюсы»: «экономия номеров», если несколько пунктов располагаются на одной странице, и упрощение поиска, если с содержанием знаком и для поиска достаточно одной буквы.

Михаил Будняцкий
9 июня 2008

В предложенном Артемом варианте есть, на мой взгляд, два недостатка:
— правая часть текста выглядит как перевернутая диаграмма, от чего страница с содержанием теряет свою четкость, аккуратность и порядок;

— в традиционном варианте содержания все цифры идут подряд в одном столбике, и, соответственно, человек после нескольких строчек гуляния по содержанию сразу знает, куда смотреть для получения номера страницы, а это значит, что ему совершенно не надо дочитывать строку до конца, если уже с первых слов понятно, что он нашел нужную ему главу.

Миша Болдов
9 июня 2008

В рефератах, лабораторных и курсовиках почему-то у нас (а, возможно, и у других) принято ставить в заголовках раздела порядковый номер:

1. Введение
2. Описание модели защиты
3. Создание правил

Более того, некоторые утверждают, что точки употреблять не стоит:

1 Введение
2 Описание модели защиты
3 Создание правил

В этом случае со вторым вариантом, предложенным Александром, могут случиться проблемы.

Ярослав Патрикеев
9 июня 2008

В крайнем случае, можно длинные пункты разбить на пару строк, при сохранении общей ширины полосы — это чистой воды типографика.

Кстати, цифра рядом с текстом скорее воспринимается как количество предыдущего, нежели как номер страницы. Все таки неспроста уже несколько веков формат оглавления неизменен. Это хороший стереотип.

Евгений Муравьёв
9 июня 2008

В поставленной задаче не сказано про назначение данного документа. Не стоит забывать и про ГОСТы, где написано, с какой стороны должны быть страницы на листе с содержанием. Мне кажется, что наиболее правильным с точки зрения подачи материала читателю будет разлиновка точками.

Алексей Лебедев
9 июня 2008

Пол Рэнд хорошо воплотил эту идею, но расположение номеров страниц справа ничем не хуже.


10 июня 2008

Мише Болдову: Аркадий Мильчин ставит точки после номеров разделов.

Алексей Мельников
10 июня 2008

Дополнение к заметке Михаила.

Есть правила оформления списков: либо пункты именуются как а), б), в)…, либо 1., 2., 3. и так далее. В первом случае пункты пишутся с маленькой буквы, во втором — с большой. А именно:

а) первый
б) второй
в) третий

1. Первый
2. Второй
3. Третий

После точки всегда следует заглавная буква.

Женя Софронов
10 июня 2008

Я считаю, что алгоритм чтения оглавления такой.
1. Читается заголовок.
2. Думается, нужный ли это заголовок.
3. Если не нужный, читается следующий; если нужный, смотрится номер страницы.

По-моему, в варианте Артема человек вынужден читать еще ненужную ему информацию — номера страниц: «Введение три, способы достижения целей три, цели создания сайта четыре, целевая аудитория сайта пять».

В варианте Александра можно не читать ненужные номера страниц (если их правильно выровнять). Но при необходимости нумерации разделов, действительно, возникнут проблемы.

А чем плохо традиционное оглавление?


10 июня 2008

Женя!

О чтении мы точно знаем, например, что оно у европейцев слева направо и что отыскивать глазами проще рядом стоящие слова.

Ваши рассуждения, насколько я могу судить,— излишняя и не очень точная спекуляция на тему психологии чтения.

Андрей Колпаков
11 июня 2008

ГОСТ 2.105—95 «Общие требования к текстовым документам» и ГОСТ 7.32—2001 «Отчет о научно-исследовательской работе» предписывают нумерацию разделов арабскими цифрами без точки в конце:

1 Введение
2 Основная часть
3 Заключение

Оформление оглавления в этих ГОСТах не описывается. А вообще, ГОСТ при решении типографической задачи — это нечто вроде сборника вредных советов.

По теме: идеальное оглавление не должно использовать отточие, чересполосицу и другие «костыли».


11 июня 2008

Алексею Мельникову: в вашем первом случае после пунктов нужны запятые (или точки с запятой), а во-втором — точки.

Юрий Солоницын
11 июня 2008

Номера страниц — это числовые значения, соответствующие строковым параметрам. Аналог — список расстояний до населенных пунктов:

Москва — 675 км;
Хельсинки — 394 км;
Рига — 420 км.
(условно)

Сравните с:

Введение — 3;
Цели создания сайта — 3;
Целевая аудитория — 5.

Для верстки таких данных логично использовать таблицу (можно без линий сетки), к которой наиболее близок вариант оглавления из ГОСТа.

Остальные варианты, по-моему, допустимы в том случае, если автор хочет подчеркнуть нестандартность и неформальность издания.

Денис Братчук
11 июня 2008

Артем, если вы располагаете информацией о том, что второй вариант воспринимается не хуже, чем первый, то поделитесь ею с общественностью. Мне, как и Жене, символы в конце каждой строки кажутся мусором, затрудняющим чтение.

Введение
Цели создания сайта
Целевая аудитория сайта
Предлагаемое решение

Введение 3
Цели создания сайта 4
Целевая аудитория сайта 5
Предлагаемое решение 6

Впрочем, ситуацию можно исправить: изменить цвет номеров страниц, как у Пола Рэнда, например.


13 июня 2008

Денис, я уже поделился этой информацией :-)

Использовать в обычной типографике другие цвета — слабоватый прием.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Числа, кратные 5 или 10 кажутся больше, чем остальные 4 2 4 Хочу сделать красивый блог с пошаговыми рецептами 7




Недавно всплыло

1 Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2 Почему в переписке нельзя использовать «Доброго времени суток»? 2 Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7