|
Андрей Колпаков
11 июня 2007
|
Очень интересная задача — структурировать несколько тысяч различных элементов таким образом, чтобы поиск нужного занимал минимальное время.
Примеры сайтов, вынужденных решать эту задачу: price.sunrise.ru, www.nix.ru/price/price.html
Решение задачи начинается с установления единой иерархической структуры. Здесь нужно решить, сколько элементов первого уровня будет — 10 или 89, как в «Санрайзе». Сколько уровней и сколько подкатегорий на каждом уровне. По каким критериям классифицировать информацию: если это оперативная память, то классифицировать по емкости, по производителю, по цене, по скорости?
В каждом конкретном случае эту задачу обязательно решать заново, универсальной структуры, пригодной для любой информации («контента», который «забивают на сайт») быть не может. Возможно существуют какие-то базовые принципы (помимо собственного чутья :-), которые помогают разобраться в проблеме.
Далее встает вопрос отображения это структуры. Можно на каждой странице показывать целиком один уровень иерархии (так сделано на первом уровне «Санрайза»). Можно также показывать вложенные уровни (так сделано на первых уровнях у Александра и у «Никса»).
Если показывать одновременно два уровня, то каким образом: деля их по вертикальным колонкам, по горизонтальным блокам, совмещая эти способы или как-то еще?
Помимо этого, в каталоге нужна такая система навигации, которая точно скажет, где мы сейчас находимся, покажет наш путь, позволит перейти на другие интересующие нас разделы (например, другие разделы того же уровня, или уровни высшего порядка, если мы уже купили оперативную память и теперь хотим выбрать видеокарту). Навигация не должна в таком случае стать огромным блоком, содержащим 100 разделов первого уровня.
Вдобавок стоит отметить, что сайты «Санрайза» и «Никса», хотя они и выглядят некрасиво, типографики не нюхали и частенько предлагают слишком большой неструктурированный выбор, выполняют свою задачу. Удобство использования здесь важнее хорошей типографики. Она, конечно, поможет хорошему каталогу, но плохой каталог никакая типографика не спасет.
И, кроме того, стоит учитывать, что всей это информацией занимаются люди, которые 8 часов в день кроме нее ничего не видят, и которым никакая красота в оформлении не нужна. Их работа — copy+paste. Для них должен существовать такой интерфейс обновления системы, добавления элементов и т. д., который не допускает никакого свободного творчества, и который обрабатывает полученную информацию и представляет ее на сайте так, как было задумано дизайнером.
Мой опыт показал, что предоставление свободы действий для пользователя губительно для сайта.
|
|
|
|