x
 
Юлия Т.
23 июля 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

У меня вопрос, как сохранять работоспособность, если тебя постоянно критикуют? Я веду социально значимый проект (занимаюсь психологией), но люди часто относятся к нему враждебно. Пропадает всякая мотивация. Хотя я вижу, что критикующие люди совершенно не понимают, что они говорят. У меня при этом есть хорошие результаты работы, просто я не могу их показывать. Но люди, которые пользовались, знают. Такое ощущение, что люди сразу хотят всё растоптать и уничтожить без разбора, и они недостойны той помощи, которую я хочу им предложить.


Юлия, понимаю вас. Я постоянно сталкиваюсь с такой критикой. Возможно, вам помогут какие-то из этих соображений.

Собака лает — ветер носит

Большая часть критики, которую исторгают люди, связана не с вашей работой, а с их внутренним состоянием — например, с чувством собственной неполноценности. Люди сложные, мало ли что у них там внутри. Поэтому я приучаю себя отличать вой уязвлённого ЧСВ от подлинной критики:

Вой уязвлённого ЧСВКритика
Что за ерунду она делает! Лучше бы детей рожала или на работу нормальную устроилась.Мне неудобно пользоваться вашим сайтом, потому что он не открывается на телефоне.
Кто вы такая, чтобы заниматься этим? Нашлась еще одна целительница великая!Я бы хотел обсуждать такие личные темы с дипломированным психологом. У вас такого диплома нет.
У нас что, больше профессий не осталось? Все теперь будут психологами? Милочка, да таких, как вы, — миллионы.Девушка, ваши суждения основаны на устаревших представлениях о психике. Рекомендую почитать такие-то книги на эту тему.

Я ищу в критике конструктивные замечания: что я могу улучшить сейчас или учесть в будущем? Если человек не дал мне ничего ценного — значит, комментарий бесполезный, человек просто изливает боль. Если же есть что-то ценное — я стараюсь поблагодарить человека и учесть это в работе.

Часто люди критикуют то, в чём они не разобрались. Раньше меня это тревожило, и я старался доказать, как люди заблуждались. Сейчас я отношусь к этому спокойнее: если человек не потрудился разобраться, его мнение для меня не имеет веса. Как если бы неграмотный школьник учил меня русскому языку, графоман — писать рецензии, а трижды разведённая женщина давала бы советы по семейной жизни.

Человек не разобралсяРазобрался
Инфостиль лишает текст души! Меня от него уже тошнит!Инфостиль учитывает интересы образованных платежеспособных людей, но он не имеет ничего общего с языком зэков и дальнобойщиков — нашей целевой аудитории.
Какая вредная книга! Разве можно говорить, что какие-то слова в языке — лишние? Когда это увидел, дальше не читал. Никому не советую!Прочитал книгу. От первой главы был в шоке, но потом понял мысль автора. Очень опасно такие мысли вводить сразу, люди могут не понять.

При этом я осознаю, что раз человек не разобрался — значит, я недостаточно хорошо объяснил. Но не конкретно этому человеку, а в принципе всем. Если я написал книгу, из которой люди делают вывод, что я хочу истребить часть слов — значит, я плохо сформулировал свою мысль. Это повод в следующий раз написать более внятно.

См. также: критика для самоутверждения, комплекс спасителя

Караван идёт

Меня вдохновляет мысль, что долгосрочный эффект на мир имеют действия, а не комментарии под ними.

  • Один кривенький, но запущенный сайт приносит больше пользы, чем длинная дискуссия в Фейсбуке, даже если в ней участвует всё профессиональное сообщество. Сайт работает и приносит пользу, а дискуссия заканчивается, люди расходятся.
  • Критическая публикация в блоге сильнее, чем ветка обсуждения в Фейсбуке. Публикацию потом найдут и перечитают, а ветка обсуждения утонет и никогда не всплывет.
  • Изданная книга сильнее, чем отзыв критика. Книга стоит на полке, а отзыв осел где-то в интернете.
  • Дело сильнее мнения.

Копирайтеры ругают «Главред» за отсутствие души. Но их ругань никогда ни во что не выливается: побурлят полдня и вернутся к своим делам — писать текстики с душой. Их слова ни на что не повлияли.

Когда запустилась биржа «Главреда», многие критиковали её (уже не помню, за что). Но биржа продолжает приносить участникам заказы, причем чем дальше — тем больше. И, насколько я могу посудить, сами критики на ней тоже есть.

Ни Школу стажёров, ни Школу редакторов не принимали радостно — всегда находились критики, которые доказывали, что наша модель не работает. Это не мешало нам выпускать студентов по два раза в год. Истории моих выпускников я рассказал в заметке в блоге.

Критический комментарий — это такое гомеопатическое лекарство. Вроде что-то сделал, как будто как-то повлиял на мир. Но комментарий — это что-то моментальное. Завтра же он утонет в дискуссии и никогда не всплывет. А ваш продукт будет жить. Меня это вдохновляет тратить время не на дискуссии, а на работу.

Вы слышите только недовольных

Обычно люди возмущаются, когда им что-то мешает или причиняет боль. В случае с интернетом больше всего критики будет от людей с уязвлённым ЧСВ. Люди с нормальным ЧСВ комментари не пишут, они заняты делом.

Когда вы смотрите на критику (например, читаете комментарии и следите за реакцией СМИ), вы видите искаженную картину: только плохое, только скандальное. О хорошем люди не пишут.

Когда в Москве перекапывали Тверскую, было много возмущения, потому что людям было неудобно стоять в пробке, а пешеходам — ходить. Когда строительные леса убрали, я не видел постов «Как стало здорово». Просто люди проснулись и поехали по своим делам. Многие даже не заметили, что что-то изменилось: под ногами поменялась плитка, а по улице началось движение, но это для людей в порядке вещей.

О Тверской написали вновь, только когда там не распустились деревья. Когда они распустились, реакции СМИ почти не было.

Информационный стиль критикуют те, у кого он либо отнимает работу, либо вызывает чувство неполноценности. Люди, которые зарабатывают на редактуре в инфостиле, не пишут о нём хвалебные отзывы. Они заняты делом.

Оценивайте число недовольных и сопоставьте его с числом реальных пользователей. Вы увидите, что недовольное меньшинство всегда орет громче всех, но вместе с тем это самая бесполезная часть вашей аудитории. «На приёме у Юлии не был, сайтом не пользовался, но осуждаю!»

Всем не угодишь

Мир сложен и разнообразен, и что бы вы ни сделали, вы никогда не сможете угодить всем, даже если будете подстраиваться под каждого.

Угодить людям с уязвленным ЧСВ нельзя по определению. Эти люди реагируют не на вашу работу, а на то, что они в своих глазах на вашем фоне выглядят хуже, чем им хотелось бы. Это их психологические заморочки, а не ваши.

Ситуация, когда вас все хвалят, она не то чтобы маловероятна — она принципиально невозможна. Даже если вы изобретете лекарство от рака, найдутся недовольные медики, которые тоже его изобретали и не смогли. И они будут вас разносить, потому что медицина — медициной, а ЧСВ надо защищать всем.

Но зато если стараться подстроиться под ожидания окружающих, вы гарантированно сделаете себя несчастной. Это тема большого отдельного разговора.

Что с этим делать

Я не вправе давать советы вам, но себе я говорю так:

  • Следи за полезным действием. Если оно выполняется, всё хорошо. Если нет — исправляйся. Полезное действие важнее, чем мнение критиков.
  • Ищи в чужой критике полезные знания. Когда люди критикуют, они постараются показать тебе всё лучшее, что у них есть. Бери это и используй в своей работе.
  • Любой скандал — хорошо. Глупцы распространяют знания о тебе, к тебе приходят новые люди. Те, кто вникнут и разберутся, останутся с тобой. Если не вникнут — их время еще не пришло.
  • Кому надо — поймут. Нельзя войти в каждую голову и настроить всем мозги так, как я считаю правильным. Но люди, которые разбираются в теме, всё понимают. Их всегда мало и они всегда молчат, но именно эти люди потом приходят с самыми интересными заказами.
  • Продолжай делать новое. Критики у тебя будут всегда, они появляются сами. А новые продукты сами не родятся. Этим и занимайся.
  • Скоро умирать, и я лучше оставлю после себя много книг, сайтов и знаний, чем много веток в Фейсбуке.

Срывы будут

Даже если вы всё это впитали и научились сохранять спокойствие, всё равно вас нет-нет, да заденут. Это нормально. Побеситесь и продолжите свой путь.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Павел Витальевич Каряпкин
25 июля 2017

Понравились настрой и образ мышления. Для себя почерпнул — не реагировать на шум, а лучше действовать и думать о пользе моего продукта.

Лично мне помогли советы из книги Наполеона Хилла «Закон успеха», а именно — про уверенность в себе. Если она станет непоколебимой, то всех хейтеров просто перестанешь замечать.

Андрей Бобков
25 июля 2017

Обратите внимание не столько на наличие критики, сколько на нехватку поддержки. Помимо совета «найди пользу или забей» можно дать совет «научись поддерживать себя».

Диана Бронникова
15 августа 2017

Я где-то читала, что критиковать надо обязательно. Что мир станет лучше, если вы не будете замалчивать то, что по вашему мнению плохо. Возможно, часть неадекватных критиков — это те, кто пытаются сделать мир лучше. Просто не умеют. Критиковать корректно очень сложно.

Как вы считаете, стоит тратить своё время на то, чтобы критиковать? Особенно если не уверен в том, что умеешь делать это хорошо.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Клиент не хочет погружаться в обсуждение задачи Профессия редактора умирает? Карта компетенций редактора




Недавно всплыло

1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 О тексте как базовом элементе 6 1