x
 
Владимир Лебедев
8 октября 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

У меня непростая ситуация. Кажется, сервис «Главред» меня подставил!

Мне прислали на редактуру текст. Я по нему пробежался глазами и прослезился… Такого мрака давно не читал, это СЕО убожество просто нереально редактировать, проще было писать с нуля.

Я так и сказал клиенту. На что он мне ответил, что «Главред» этому тексту поставил хорошие баллы. Я пошёл проверить, и действительно:

  • Синтаксис — 9,1
  • Слова — 8,1

Я не понимаю. Раньше сервис докапывался по мелочам. Я работал копирайтером и всё равно писал тексты на 5—6 баллов. Сейчас даже неподготовленный человек пишет на 8 баллов, при этом невооруженным взглядом видно, что текст ужасен.

Главред теперь прощает всё!

Что сказать клиенту и как доказать, что текст нужно переписывать, что СЕО — это не пуп земли? Как объяснить, что всё плохо, если прикрываются высокими оценками в Главреде?


Владимир, в вашей ситуации три компонента: редактура, работа с клиентом и отношение к жизни. Так как вы обратились ко мне за советом, осмелюсь разобрать каждый.

Редактура

Как редактор вы знаете, что «Главред» не оценивает качество текста. «Главред» находит в тексте известные ему стоп-слова и по формуле высчитывает их долю в тексте. «Главред» не знает многие стоп-слова, хотя я стараюсь его регулярно обновлять. Задача редактора — самостоятельно оценивать текст, а не полагаться на знания машины. Читайте об этом в статье «Семь вопросов о работе с Главредом».

Работа с клиентом

Из вопроса я понял, что клиент обратился к вам за редакторскими услугами. Предполагаю, что клиент всё-таки хотел улучшить текст, несмотря на высокую оценку «Главреда». Спросили ли вы его, зачем он обратился к вам? Разобрались ли вы в задаче?

По моему опыту, единственный способ убедить в чём-то клиента — привести аргументы в его мире. Не в вашем, а в мире клиента. Сравните:

В вашем миреВ мире клиента
Это текст плохой, потому что в нём много канцеляризмовВы хотели показаться читателю современным и простым, а канцеляризмы делают вас старомодным и непонятным. Вот пример
В этом тексте слишком много стоп-слов! Он неинформативный!Читатель может не справиться с этим текстом, он не поймёт вашу мысль, текст не зайдёт. Вот пример, где это уже произошло
Вы предлагаете убрать мою любимую часть текста! Убиваете всё лучшее!Если убрать эту часть, у читателя появится такой-то вопрос, он задаст его в комментариях. Кто и как будет на этот вопрос отвечать? Вот примеры статей, где произошло ровно это, и компании пришлось нелегко

Откуда возьмутся аргументы и примеры из правой колонки? Из вашего опыта и кругозора. Чем больше разных задач вы решаете, тем больше у вас аргументов. Оценка «Главреда» не может быть единственным доводом в защиту качества текста — нужен ещё и ваш опыт и знания.

В работе с клиентом ваша задача — не нести культуру и не образовывать клиента. Ваша задача — помочь клиенту решить проблему настолько хорошо, настолько вам это удастся. Клиент имеет право считать, что его задачу решит убогий сеотекст. Вы имеете право аргументированно показать ему, что это не так. Вы имеете право отказаться от работы с клиентом, если у вас кардинально не совпадают взгляды на решение задачи.

Если вы хотите образовывать клиента — делайте это вне проекта: пишите в блог, показывайте хорошие примеры, рассказывайте о собственных проектах. Если делать так достаточно долго, к вам придут клиенты, которым не нужно будет ничего объяснять.

Отношение к жизни

Меня насторожило ваше заявление, что «Главред» вас подставил. Кажется, будто вы рассчитывали на строгость «Главреда», а он вас подвёл. Это довольно опасное отношение к окружающему миру. Посмотрите на эти примеры:

  • В начале двухтысячных в словаре «Ворда» не было слова «мультиканальный» (в словаре «Эль Капитана» его нет до сих пор). «Ворд» предлагает заменить на «мультик анальный». Замените?
  • «Яндекс-навигатор» не всегда знает о перекрытиях улиц, а спутниковая навигация может давать сбои, особенно где-нибудь возле Кремля. Если навигатор направит вас в стену или под бетонный блок — поедете?
  • Если розетка под током, ее не стоит разбирать, чтобы зачистить контакты. Запросто получить удар током или устроить короткое замыкание. Можно ли сказать, что электроны в розетке вас подставили?

Разумеется, будет лучше, если «Главред» станет умнее. Но каким бы совершенным инструментом он ни стал, нельзя бездумно полагаться на инструмент. Если бы «Главред» действительно сам улучшал качество текста, вы как редактор были бы не нужны.

Мы с Толей уже над этим работаем.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Руководитель говорит, что краткая документация не смотрится солидно Корректно ли использовать и русские, и латинские слова в одном предложении? Почему заказчики не любят говорить о конкурентах? Пытаемся прийти с командой к единому варианту написания кнопки




Недавно всплыло

Несмотря на то, что между нами была договорённость о работе по ФФФ, клиент был в бешенстве 5 Защититься от случайного нажатия «Сдаться» 1 Что вы думаете о способе указывать цвету прозрачность в шестнадцатеричном виде вместо более традиционного RGBA? 3 Как написать хорошее резюме? 7