Максим Ильяхов |
Алиса, я бы действовал в такой последовательности. Писать в три раза лучше, чем все остальные. Статьи должны быть невероятно сильными, интересными и популярными. Забудьте пока о деньгах. Представьте, что у вас есть все деньги мира, и вам через неделю умирать. Какую статью вы бы написали, чтобы остаться в истории? Вот такие статьи и пишите. Клиент тут необязателен: можно писать статьи для воображаемых клиентов, в СМИ, в блог. Для мира нет разницы, заплатили вам за эту статью или нет. Главное — пишите настолько хорошо, насколько можете. И ещё чуть лучше. Убрать цены. Просто не говорите ни с кем о ценах. Не выставляйте цену на сайтах, фрилансерских биржах, на ранних стадиях переписки. Вы назовёте цену только тогда, когда разберётесь с задачей. Понять задачу: пытайте клиента по поводу задачи, пока не разберётесь, зачем нужна ваша статья. Вам нужен ответ в мире клиента: почему ваша статья принесёт пользу клиенту? Почему она будет работоспособной? Можно ли решить поставленную задачу Пытать клиента пониманием задачи долго и утомительно. Гораздо проще кивнуть головой и не разбираясь убежать писать Магия этой работы в том, что за время обсуждения задачи у вас с клиентом складываются отношения. Когда есть отношения, уже не так просто пойти к другому писателю, потому что у него чуть дешевле. И другой писатель не понимает задачу так, как вы. К тому же, понимание задачи бесплатное: клиент ещё не платил, но уже вовсю работает с вами. Расстаться после этого тяжелее. Избавиться от нужды. Выкиньте из головы, что вам Когда нет нужды, вести переговоры сплошной кайф. Однажды у меня была такая переписка
В этих переговорах я не уступил в цене: я всё ещё пишу страницу за икс рублей. Но мы вместе с клиентом нашли способ решить задачу в рамках бюджета. Справедливости ради, этот проект не состоялся. Все эти разговоры заставили клиента задуматься о целесообразности задачи, и он решил вместо страниц сделать ролики для Ютуба. Несостоявшийся проект — это нормально. Лучше из десяти переговоров сделать один проект за свою цену, чем десять за цену клиента. Нужда подталкивает к плохим решениям. Вот как бы этот диалог выглядел, если бы мне нужно было сделать эти страницы.
В этой ситуации клиент не только уменьшил цену с пяти икс до двух икс, он ещё и удвоил объём работы. Так жёстко отжимать исполнителей вредно: они обижаются и в следующий раз отказываются от проекта. Но и исполнителю нельзя быть тряпкой. Не стесняйтесь своей цены. Справедливой цены за текст не бывает. Бывает только та цена, которую клиент готов заплатить. Один и тот же текст можно написать бесплатно, за тысячу и за десять, и за сто тысяч рублей — смотря какую ценность этот текст принесёт клиенту. Делать продукт, а не текст. Довольно часто клиенту нужен не голый текст в блог, а текст промостраницы или буклета. После того как вы напишете текст, он наймёт дизайнера и верстальщика, чтобы они слепили из вашего текста продукт. Но если вы умеете делать продукт самостоятельно, вы можете взять эту работу на себя и многократно повысить ценность работы — а значит, и стоимость. Разумеется, запустить продукт сложнее, чем написать страничку текста. Но это не так сложно, как кажется: человечество придумало Самое сложное здесь — не инструменты, а представления о том, как правильно. Нет ничего сложного в том, чтобы натянуть Сила такого подхода ещё и в том, что вы контролируете результат. Обычно если текст делают отдельно от дизайна, получается посредственный и беззубый продукт. Писателю некогда отсмотреть результат, а дизайнеру некогда разбираться в смысле, и оба делают Чтобы дороже продавать свою работу, советую развиваться во всех направлениях: круто писать, учиться переговорам и управлению, развивать характер и самоконтроль и даже изучать технологии. Кроме |