x
 
Коля Пустой
18 сентября 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Часто в вебинарах и в книге вы упоминаете модули статей. Я нигде не встречал такого термина применимо именно к статьям. Что это такое и почему вы это так называете? Как это связано с модульностью в вёрстке и дизайне?


Чтобы читателю было легче познакомиться с длинной статьёй, полезно разделить её на модули. Модуль — это самодостаточный раздел статьи. В некоторых ситуациях модули могут быть однотипными. Здесь важно каждое слово.

Самодостаточность

Главное, что нужно знать о модуле — он должен сам по себе работать как министатья и быть самодостаточным по смыслу. Читатель должен получить из модуля полное представление о заявленной в подзаголовке теме, без необходимости искать дополнительную информацию в других модулях.

Как и у статьи, у модуля должно быть собственное введение, основная часть и заключение. Обычно во введении описывают содержание модуля, потом в основной части дают подробности, объяснения и примеры, в заключении — выводы, советы и тонкости.

Самодостаточность — значит, если у модуля заявлена определённая тема, то нигде в статье больше не будет ничего на эту тему, а внутри этого модуля тема будет раскрыта полностью.

Допустим, мы пишем статью о том, как покупать дешёвые авиабилеты. Мы решили дать три совета: искать билеты заранее, ловить промоакции и выбирать длинные пересадки. Значит, в статье будет три модуля, по одному на каждый совет.

В модуле «Искать заранее» расскажем во всех подробностях, как планировать покупку билетов. Структура будет такой:

  • Искать заранее
  • Введение. Обзор метода: планировать отпуск за полгода и брать билеты первыми.
  • Основная часть: объясняем основную мысль. Насколько рано можно бронировать билеты в разных авиакомпаниях? На что смотреть, если не уверены в датах.
  • Основная часть: пример. Рассказываем о семейной паре, у которых отпуск распланирован на год вперед.
  • Заключение: трудности. Что если вы фрилансер с непредсказуемым графиком? Что если на работе завал, и вас не отпускают? Как планировать надолго в России, где курс валют непредсказуемый?

Обратите внимание на трёхчастную структуру модуля: в начале даём обзор, потом объясняем подробнее. После объяснения — обязательно приводим пример, потому что статья без примеров — это сопли на воде. И в конце как бы закрепляем материал, рассказывая о тонкостях и трудностях: ты как будто уже понял основной посыл, теперь с этим знанием пробуешь решить более сложные задачи. Благодаря такой структуре модуль становится крепким и законченным по смыслу.

Допустим, в процессе написания этого модуля у нас появляется мысль: а неплохо бы рассказать, почему авиакомпании вообще готовы давать скидку на авиабилеты. Однако эту мысль нельзя просто так ставить в этот модуль: он посвящен поиску билетов заранее, а не авиакомпаниям в принципе. Заголовок модуля как бы говорит «Внутри меня всё только о покупке билетов заранее, и ничего другого». Это принцип автономности: в модуле будет только о том, что заявлено в подзаголовке.

Дальше, допустим, мы пишем модуль о пересадках. Среди прочего у нас есть такая мысль: авиакомпании могут выбрасывать в агрегаторы не все авиабилеты, поэтому иногда на сайта авиакомпании можно найти какие-нибудь экзотические пересадки, а у агрегатора их не будет. И тут приходит мысль: «Они же не только не все пересадки дают в агрегаторы, но и билеты сильно заранее тоже не отдают. Если надо брать билет заранее, лучше это сделать на сайте авиакомпании». Эта мысль пришла сейчас, но относится к другому модулю. Поэтому мы ее добавим в модуль «Искать заранее», а не в модуль о пересадках:

  • Искать заранее
  • Введение. Обзор метода: планировать отпуск за полгода и брать билеты первыми.
  • Основная часть: объясняем основную мысль. Насколько рано можно бронировать билеты в разных авиакомпаниях? На что смотреть, если не уверены в датах. Что делать, если на нужные даты билетов нет?
  • Основная часть: пример. Рассказываем о семейной паре, у которых отпуск распланирован на год вперед.
  • Заключение: трудности. Что если вы фрилансер с непредсказуемым графиком? Что если на работе завал, и вас не отпускают? Как планировать надолго в России, где курс валют непредсказуемый?

Модули дисциплинируют автора: они заставляют аккуратно раскладывать мысли по полочкам, а не валить их кучей по мере прихода в голову. Если модуль начинается с противопоставления мыслей предыдущего модуля — скорее всего, модульность не соблюдена, в тексте слишком сложная логика. Если в модуле не соблюдена трёхчастная структура, то читателю, скорее всего, будет сложно понять и запомнить высказанную в модуле мысль.

Однотипность

В некоторых статьях получится сделать модули однотипными: выдержать их в общей логике и структуре. Благодаря однотипности статьи смотрятся простыми и логичными, мозг угадывает повторяющиеся ходы и ощущает порядок. Мозг любит порядок.

Вернёмся к статье об авиабилетах. У нас три модуля: «Искать заранее», «Выбирать с пересадками» и «Ловить промоакции». Для модуля «Искать заранее» мы использовали такую структуру: «Обзор, объяснение, пример, трудности». Такую же структуру можно использовать для других модулей. На примере модуля о прересадках:

  • Выбирать с пересадками
  • Введение. Обзор метода: чем сложнее пересадки, тем дешевле.
  • Основная часть: объясняем основную мысль. Какие пересадки лучше выбирать? Какие не стоит? В каких ситуациях это может быть рискованно?
  • Основная часть: пример. Рассказываем о семейной паре, которая летает через Ригу и заходит в любимое кафе между самолётами.
  • Заключение: трудности. Что с багажом? Что с визами? Что с транспортом возле аэропорта? А если не успел на пересадку?

Та же структура, другое наполнение.

Для наглядности можно даже усилить типовую структуру подзаголовками «в подбор»:

  • Выбирать с пересадками
  • Обзор метода: чем сложнее пересадки, тем дешевле.
  • Как это делать. Объясняем основную мысль. Какие пересадки лучше выбирать? Какие не стоит? В каких ситуациях это может быть рискованно?
  • Например. Рассказываем о семейной паре, которая летает через Ригу и заходит в любимое кафе между самолётами.
  • Возможные проблемы. Что с багажом? Что с визами? Что с транспортом возле аэропорта? А если не успел на пересадку?

Такие маркеры внутри каждого модуля статьи покажут читателю, что статья упорядоченная и простая для восприятия.

Однотипными можно сделать модули, которые рассказывают об однотипных вещах. Например, в статье об авиабилетах три модуля — это три совета. Они однотипные по смыслу: у них есть теоретическое обоснование, практика и тонкости, с которыми столкнутся путешественники. Однотипные по смыслу — значит, могут быть однотипными по структуре.

Иногда модули не будут однотипными по смыслу. Например, в этой же статье помимо модулей с советами мы решим рассказать о причинах, по которым компаниям выгодно давать вам скидку. Это такой общеобразовательный модуль, он не похож на модули с советами. И вот как раз этот модуль не нужно загонять в однотипную структуру: это будет неестественно. Если один из модулей не похож на другие по смыслу, не нужно искусственно насаживать на него чужую структуру.

Если в статье каждый модуль уникальный по смыслу и структуре, это может быть тревожным знаком: возможно, организация материала в статье нелогичная или выбрано неправильное деление на темы. Часто непохожие модули оказываются вообще лишними в общей структуре статьи: они могут нести побочную информацию. Как в случае с модулем о причинах скидок: мы уже на уровне структуры понимаем, что этот модуль не совсем соответствует теме статьи. И дальше мы можем решить: отрезать его или оставить.


Обратите внимание на устройство этой статьи: она начинается с обзора тем, дальше два модуля. Каждый модуль — обзор, простой пример, усложнение примера, заключение. Осталось вывод ко всей статье. Вот он:

Модуль — не самоцель, а инструмент редактора. Модуль помогает навести порядок в статье, но формальный порядок ещё не означает, что статья будет интересной или полезной. Если смысл высосан из пальца и в статье нет живых примеров, то никакая модульная структура не поможет. Хреновая статья — она и с модулями будет хреновой.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Что вы думаете о платном контенте типа «Патреона» и «Бусти»? Клиент не хочет погружаться в обсуждение задачи Профессия редактора умирает? Карта компетенций редактора




Недавно всплыло

Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Экран ожидания в поликлинике 6