Максим Ильяхов |
Камилла, я знаком с подобными ситуациями. Иногда я сдаю клиенту текст, а потом дизайнер делает из него нечитаемое полотно. Следуя традиции, поделюсь тремя соображениями. Журналу плевать на ваше портфолио, и это нормально. Ваш основной мотив — что вы не можете похвастаться работой в портфолио, но это только ваши проблемы, уж простите. Ради вашего портфолио журнал действительно не должен ничего менять в работе, их полезное действие — в Вопрос в полезном действии. Если редакция журнала хочет, чтобы их статьи читали и понимали, то вы сможете с ними договориться. Пообщайтесь с редактором. Покажите, что вас тревожит в вёрстке. Используйте аргументы в мире редакции:
Обратите внимание: ни слова о вашем портфолио. Не все издания хотят, чтобы их читали. У некоторых изданий полезное действие в том, чтобы материалы просто выходили. Например, это корпоративное издание, которое никто не читает, но для отчёта важно, чтобы оно выходило в срок. Или это печатное издание, и если оно не уйдёт в типографию сегодня, то оно не выйдет к концу квартала, и тогда его вообще можно не сдавать — тогда сроки будут для редакции важнее, чем работа над деталями. Или, допустим, это онлайновое СМИ, и издатель поставил редакции такую задачу: «Как можно больше статей в день с хорошими заголовками». И у них ограниченные возможности админки, они не могут сверстать красиво. Или они могут использовать фотографии только из определённого фотобанка. Ничего тут не поделаешь, можно разве что не работать с таким изданием. Или помочь им доработать админку, если вы умеете. Работа издания — это не всегда борьба за читателя, стремление к правде и высокому качеству. Есть издания, которые разрешают себе публиковать нечитаемые полотна текста, и всем от этого хорошо. Работать ли с такими изданиями — это уже ваш личный выбор. В своей работе я стараюсь ещё до старта понять, кому предназначен текст, кто и как будет его читать. Это знание помогает вести переговоры и аргументировать свою позицию. Недавно был такой случай. Мы писали текст для брошюры, которую вручат директорам крупных российских компаний. Клиент — консалтинговая компания. Руководителю важны мелочи: чтобы в офисе было чисто, консультанты были хорошо одеты, в офисе подавали вкусный кофе. Брошюру вручат на большом семинаре, и клиенту было важно, чтобы они её прочитали. Мы долго писали с клиентом текст, сильно вылезли за сроки. В итоге менеджер в спешке передал его корректору и на вёрстку. Я попросил показать мне результат, «мало ли что». Дизайнер сверстал ровно так, как было в документе: с дефисами и слипшимися абзацами. Я выкатил замечания. Менеджер сослался на сроки, мол, сколько можно править текст, у нас сроки горят, давайте печатать, текст читаемый, клиент всё поймёт. Мой ответ: «Конечно, ваши клиенты поймут статью и так. Но сейчас текст выглядит неаккуратно, как человек в мятой рубашке. Я боюсь, что клиентам будет неприятно читать такой текст. Предлагаю потратить время дизайнера и навести лоск. Готов показать дизайнеру, как это сделать за полчаса». В итоге дизайнер всё сделал сам, текст вышел аккуратным. Ответ на ваш вопрос: чтобы проконтролировать финальный вид статьи, нужно об этом попросить. Чтобы уговорить редакцию |