Максим Ильяхов |
Разбор вступительных будет после окончания набора в Школу редакторов, а пока расскажу немного матчасти: что нужно знать, чтобы делать хорошие плакаты. Плакат висит в физическом мире, с ним взаимодействуют люди. Чтобы хорошо взаимодействовать, нужно понимать ситуацию:
Поликлиника. В поликлинике висит плакат о правилах гигиены. Его повесил зав. отделением, чтобы хоть Плакат видят люди, которые ждут приёма в очереди. Заняться особо нечем, истории в Инстаграме закончились, «один лайк — один факт» в Твитере прочитаны, сидеть среди бабушек стыдно («Вы молодёжь, можете и постоять»). Подходишь к стене и начинаешь разглядывать плакат. В этот момент у тебя есть время и нужно Плакат для этой ситуации должен быть интересным и подробным. Так как гигиена — довольно заеженная тема, — нужно заходить со стороны «Правила гигиены, о которых не рассказывают… (в школе, дома, ваши родители)». Иллюстрации должны быть детальными, потому что человек долго стоит перед плакатом, нужна пища для глаз. Ошибкой будет делать неинформативный агитплакат, в котором говорятся банальные, всем известные вещи — его будет неинтересно рассматривать. Глаза скользнули по плакату и пошли блуждать дальше. Жизнь читателя не изменилась. Супермаркет. Среди торговых рядов висит плакат о правах потребителя: что когда можно вернуть. Плакат повесил управляющий, чтобы покупатели реже приносили на возврат гнилые помидоры и не отнимали время сотрудников. Плакат видят люди, которые катают телеги среди рядов. Люди пришли за покупками, у них забиты головы и нет времени, они заняты своими делами. Многие голодны. Мало кто может остановиться среди рядов надолго и читать плакат. Если плакат висит на колонне или стене, человек не сможет подойти слишком близко, потому что у него телега. Такой плакат должен быть рассчитан на мгновенное считывание на расстоянии полутора метров: крупный шрифт, большая понятная иллюстрация без мелких деталей. После контакта с плакатом читатель должен запомнить, какие продукты он может или не может вернуть. Хороший способ включить память — рифмы и юмор. В таких ситуациях хорошо зайдет бойкий рифмованный слоган. Ошибкой будет делать информативный плакат с кучей мелких деталей, условий и таблиц, даже если они полезные. Читать этот текст некогда, не та ситуация. Офис. В отделе маркетинга висит огромный плакат с правилами деловой переписки. Его повесил один из сотрудников. Он говорит, что это для повышения качества переписки в компании. Вместе с тем ему приятно заявлять, что в его отделе пишут хорошо, он и его коллеги — молодцы. Такой плакат показывает, что его владелец — классный, отдел — классный. Плакат видят сотрудники, которые приходят в отдел или идут мимо. Так как они на работе, они никуда не спешат, могут пару минут постоять у плаката и поизучать его. Так как по офису ходят одни и те же люди, хорошая идея — сделать плакат суперинформативным, чтобы его захотелось изучать в несколько подходов. Основной посыл плаката должен считываться издалека, быть как бы девизом этого отдела. Люди должны носить этот девиз с гордостью. Отвечая на вопросы об аудитории, целях и ситуации, легко понять, каким должен быть плакат: подробным или читаемым издалека, насколько он должен быть информативным и запоминающимся, сколько времени читатель будет с ним контактировать и почему он к нему вообще подойдёт. В одном из следующих советов я покажу, как на эти вопросы отвечали студенты Школы редакторов. Что до «все в интернете» — да, все в интернете. Но иногда же нужно и в магазин сходить, и на работу, и в поликлинику. См. также: разбор плакатов в Школе редакторов. Ещё полезно прочитать об «Окнах РОСТА» — в каких условиях они создавались, какой цели служили, на какую аудиторию были направлены, как распространялись и воспроизводились. Понимая это, можно |