x
 
Артём Пак
4 марта 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим! Посоветуйте, как правильно поступать в данной ситуации.

Начал вести социальные группы и сайт некоммерческой организации — выкладывать новости и статьи. Основная цель организации — помочь предпринимателям начать свой бизнес или решить текущие проблемы.

В ходе работы, столкнулся сразу с несколькими проблемами:

Мои посты «невкусные»

Руководителю кажется, что мои посты сухие и в них перечислены только факты. На мой вопрос «Какие посты вкусные?», я получаю ответы в духе: «Мы много тратим денег на написание постов и статей, а ты высушиваешь из них изюминку, их неинтересно читать». Собрал примеры «вкусных» и «сухих» постов.

Мне сложно сказать, сухие ли они. Пытался донести свою точку зрения — «Предпринимателям некогда читать простыни лонгридов без пользы и длинные вхождения в суть», но, кажется, остался не услышан.

Как правильно поступить в этой ситуации? Хочется выдавать действительно полезную информацию максимальными порциями, а не длинные прелюдии. В начале мне казалось, что это общая цель, а сейчас я начинаю сомневаться.

Разделение контента на «полезный» и «для отчётности»

Организация существует на бюджетные деньги, поэтому необходимо выкладывать все новости от министерств. Зачастную они сухие и не приносят пользы нашей аудитории — фотоотчеты, пост-релизы и запланированные программы.

Как сделать их полезными для нашей аудитории? Приукрашивать — не вариант, а получить дополнительную информацию бывает проблемно.

Как правильно выстроить работу между руководителем, редактором, дизайнером и сммщиком

Сейчас, я сммщик — и видя, какая вода в статьях и постах, я не выдержал — начал сам редактировать большинство статей, руководитель поддержал. Сейчас, даю комментарии и стараюсь приучить к пользе и инфостилю всех в цепочке, но чувствую, что весь процесс идёт не так.

Задачи поступают неожиданно, копирайтеры пишут текст в своем мире и нет какого-то единого плана постов или статей по мероприятиям и семинарам. Как вы построили цепочку работы в Т—Ж? Как сделать её лучше для небольшой организации?


Артём, вот несколько соображений, которые могут вам пригодиться в этой ситуации.

Полезное действие

В основе любой работы должно быть полезное действие. Вы пишете, что польза от вашей работы — чтобы предприниматель решал насущные проблемы. Это значит, что все ваши действия нужно направить на эту пользу. Никаких «полезных» и «отчетных» публикаций не должно быть, все публикации должны быть полезными.

  • Вам нужно сделать отчёт о мероприятии: такой-то сякой-то провёл семинар и ответил на вопросы. Приведите один или несколько ответов этого человека, можно прямой речью или в пересказе. Покажите фотографии с доски, где лектор рисовал важную схему привлечения клиентов, прокомментируйте эту схему текстом. Доставайте из семинара «мясо», ради которого люди на него пришли.
  • С другой стороны, бесполезно говорить, что у вас была бодрая публика, заинтересованные люди и горящие глаза, как это часто делают в подобных отчётах. Это вам важно как организаторам, а ваши читатели хотят повышать продажи. Рассказывайте им об этом.

Ваши политические цели вы всё равно решите, если перестанете нахваливать себя и начнёте бескомпромиссно приносить пользу в каждой публикации.

Другое дело, что не всегда полезное действие — что-то из области бизнеса:

  • Я знаю бизнес-клуб, полезное действие которого — дать предпринимателям чувство любви и заряд энергии. Ведущая в этом клубе использует фразы вроде «мои хорошие», «мои дорогие», «люблю вас», и все млеют.
  • В отчётах там как под копирку пишут про «море новых идей, с завтрашнего дня буду реализовывать», а все после семинаров «заряжаются энергией и позитивом».
  • Так тоже бывает, это тоже продукт, ничего плохого в этом нет. Надо просто быть честным с собой — если ваш продукт такой, делайте его полноценно.

Я к тому, что нужно честно ответить на вопрос, в чём ваше полезное действие. Часто бывает, что на поверхности заявляют про бизнес и пользу, а внутри там что-то другое. Надо это понять.

Работа для галочки

Не все пишут, чтобы читали. Иногда пишут, просто чтобы писать. Например, когда нужно просто освоить бюджет и подшить результат в отчет. Это случается чаще, чем кажется — я встречал очень много СММ и контент-маркетинга, которые отдают на откуп агентствам, а те просто изображают деятельность.

  • У вашей организации может быть какой-то другой канал продвижения событий, а соцсети вам ничего не дают. Но кто-то сверху сказал «ведите соцсети», кто-то следующий это не оспорил, и вот уже вы делаете бесполезную работу. Такая игра: «вы делайте ненужную ерунду, а нам будет как бы всё равно».

В этой ситуации можно либо выйти из игры, либо её перевернуть. Можно договориться с руководителем, чтобы у публикаций появился измеримый параметр эффективности — лайки, комментарии, просмотры, какое-нибудь вовлечение.

Короче: если в работе нет смысла — его можно придумать.

«Вкусный текст» тоже бывает

Оценивать текст можно только применимо к полезному действию и аудитории. Текст, который вы привели в примере, конечно, страшное графоманское полотно. Но в таком виде оно решает задачу «подшить в отчёт вкусный текст» или «привлечь людей, которым нужен заряд энергии и восторга». Я не знаю, какое это имеет отношение к предпринимателям, но и на такой текст найдётся читатель. Говорить о «вкусности» текста в отрыве от полезного текста бессмысленно.

  • Меня от текста из вашего примера физически тошнит (вот опять), но ведь он написан не для меня.
  • Я уверен, в интернете есть хотя бы один человек, который захочет поставить его в рамочку — например, автор этого текста. Или ваш руководитель, который кайфует от такого стиля. Или пара сотен выпускников ваших же бизнес-курсов, которых привлекает эмоциональный запал ваших лекторов.

Я без снобизма: на любой текст найдётся читатель. Вам лишь нужно разобраться, ваш ли это читатель и его ли вы хотели привлечь.

Иллюстрации лучше текста

Почти всегда иллюстрация лучше текста. В жизни не так много ситуаций, когда фотография или иллюстрация хуже: разве что когда вы пишете о насилии, болезнях, трагедиях и смерти. Если же вы занимаетесь образованием, то иллюстрации сработают лучше.

Что подойдёт в качестве иллюстраций в вашем случае:

  • Фотографии с мастер-классов и выступлений — но не где экспрессивный тренер размахивает руками, а фотографии его флипчартов, экрана компьютера, слайдов презентаций.
  • Макеты раздаточного материала, документы с выступлений, таблицы с расчётами, скриншоты презентаций. Можно писать в подводке что-то вроде «Скачивайте презентацию с выступления такого-то».
  • Видеофрагменты выступлений. Чтобы снять короткий фрагмент приличного качества, достаточно поставить телефон на копеечный штатив. А если нужно записать длинное видео, достаньте хорошую веб-камеру и пропустите её через запись в «Куик-тайме».
  • Диалоги со слушателями, ответы на вопросы, результаты опросов. Можно даже публиковать вопросы читателей без ответа и приглашать других читателей предложить своё решение — многим людям приятно посоветовать и проявить себя (как мне сейчас).

Кайф в том, что эти материалы вам почти ничего не стоят, а эффект от них гарантированно лучше, чем от велеречивого копирайтинга, за который вы сейчас платите бешеные деньги.

Работа с руководителем

Предприятие хорошо настолько, насколько хорош его руководитель. Если ваш босс склонен к графомании и «вкусным текстам» (будь они неладны), вам будет тяжело развернуть свою работу в другую сторону. Вы будете постоянно возвращаться к одним и тем же проблемам, даже если в моменте вам удастся в чем-то его переубедить.

Дело тут не в некомпетентности или злом умысле. Просто одну и ту же задачу можно решить разными путями, и не всегда очевидно, какой лучше. Может быть, ваш руководитель знает вашу аудиторию на каком-то неосознанном, интуитивном уровне, и ему чутье подсказывает, что нужно делать «вкусно». И он может быть прав. Если у вас несовместимые подходы и вы мучаетесь, иногда это лучше прекратить, чем гнуть свою линию.

  • Можно попробовать такой ход: договоритесь с боссом, что на какое-то время вы становитесь «владельцем» соцсетей и делаете как руководитель то, что считаете нужным. Вы покажете, что умеете сами, а руководитель примет решение, нужна ему подобная работа или нет.

Надо помнить, что редактура — это сервисная профессия. Мы в первую очередь помогаем своим клиентам. Если окажется, что ваши навыки и подходы не подходят вашей организации — зачем друг друга насиловать?

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Что вы думаете о платном контенте типа «Патреона» и «Бусти»? Клиент не хочет погружаться в обсуждение задачи Профессия редактора умирает? Карта компетенций редактора




Недавно всплыло

3 Экран ожидания в поликлинике 6 Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Все уже успели заметить, что вы почти во всех пятничных примерах советуете немного поунижаться 12