x
 
Алексей Мигальников
14 июля 2013

Привет, Максим!

Есть много вопросов по работе с редактором.

Скажи, где найти хорошего редактора в компанию?

Копирайтер и редактор — это работа для одного человека или это две разные профессии? Нам нужны тексты с нуля и редактура готовых текстов. Тексты пишем мы и клиенты: интернет-магазины, заводы.

Что лучше: редактор-профессионал по всем темам, или несколько узких спецов? Удобнее работать с одним, но, боюсь, неспециалист будет задавать много вопросов. Или, хуже того, даже не будет знать, что спросить.

Какой разумный диапазон цен для редактора или копирайтера? Нужно спрашивать цену за 1000 знаков?

Как проверить компетентность копирайтера? По портфолио? Если давать тестовое задание, то какое?

Надеюсь, что ответ будет полезен всем читателям.

Желаю всем активного дня!



Редактор или копирайтер — это, скорее всего, выпускник гуманитарного факультета. Филолог, журналист, историк, психолог, социолог — человек, привыкший работать с текстом. Преимущество журналистов и филологов — несколько лет изучения отечественной и зарубежной литературы. Однако университетская корочка — не признак мастерства. Мастерами становятся на работе.

Чтобы найти хорошего автора в компанию, наймите второкурсника, который вменяемо справится с тестовым заданием. Если человек в 18-19 лет уже рвётся на любимую работу, из него получится специалист.

Писать и редактировать — это две стороны одного процесса. Удобно, когда один автор пишет, а другой его критикует и редактирует. Если ваша компания постоянно производит текст, можно иметь в штате двух авторов, которые работают в паре и попеременно редактируют друг друга. В большинстве интернет-компаний с этим справляется один человек. Если в компании есть дизайнер, он должен уметь писать текст.

Специализация редактора зависит не столько от темы текста, сколько от аудитории. Если ваш продукт нацелен на специалистов, нужен автор, который не будет казаться им дилетантом. Продукт для широкого круга читателей может создавать автор без специализации.

Хорошему автору не стыдно казаться глупым и задавать много вопросов. Создавая сайт о банке, он напросится на внутренние курсы для новых сотрудников, изучит весь рынок России, поговорит с друзьями об их отношении к банкам, перечитает все доступные внутренние документы и попытается найти такие же документы конкурентов. Пусть лучше автор замучает клиента вопросами, чем потом напишет безликий стандартный корпоративный текст.

Назначать цену за 1000 знаков текста имеет такой же смысл, как назначить цену за 1000 пикселей на сайте. Объём текста не имеет отношения к его эффективности или качеству. Нормальный автор работает по дневной, недельной или месячной ставке или назначает гонорар за весь проект.

Тестовое задание — хороший фильтр. Попросите автора написать текст для типичной задачи, которую вы решаете для клиента. Поставьте срок. Обязательно скажите, что, если появятся вопросы, автор может обратиться к вам. Смотрите, когда он обратится. Дисциплинированный и надёжный автор пришлёт уточняющие вопросы в тот же день или на следующий день. Если автор обратится с вопросами за день до сдачи или не обратится вообще, дело дрянь. Автору будет трудно писать часто, хорошо и вовремя.

Всё сказанное выше относится, в первую очередь, к серийным авторам — редакторам и копирайтерам, которые постоянно пишут статьи, сайты и рассылки. И к компаниям, которые этот текст продают: СМИ, информационным сайтам, коммуникационным агентствам, контент-студиям и копирайтерским фирмам.

Однако хорошо и внятно излагать свои мысли не должно быть прерогативой редакторов и копирайтеров. Хорошо писать должны уметь все. Поэтому если компания не продаёт текст, не советую нанимать в неё отдельного редактора. Его присутствие расхолаживает команду: зная, что за ними всё исправят, менеджеры, дизайнеры и разработчики перестают стараться писать внятно. Качество продукта падает.

Приглашаю на курс.

P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Игорь Вигдорчик
15 июля 2013

Максим, может ли филолог или вообще историк или социолог написать рекламный текст? Уверен, он будет работать в привычном литературном стиле. Особенно начитавшись классики. В копирайтинге много филологов и прочих лингвистов и переводчиков, но в рекламе важно не только умение работать с текстом.

Замечу, что штамповать 10 статей в день по заказу сеошника может и филолог, и психолог, и кто угодно.

Как сказал один крутой копирайтер, «если у вас есть хорошая идея для рекламы, текст для неё напишет ваша секретарша», примерно так. Филологов, историков и прочих не учат такие идеи искать. А сам заказчик нередко её не видит, не может сформулировать или просто не знает.

Хороший копирайтер — хороший продавец. Желательно с опытом реальных продаж. Желательно с бОльшим опытом, чем подработка летом в местном супермаркете. Вы, Максим, предлагаете скромному филологу знать и делать то, что делает не каждый копирайтер, работающий именно в рекламе. Бесспорно, он напишет грамотный текст, неинтересный, к сожалению, читателю, и бесполезный для заказчика. Такие дела.

Также позволю себе не согласиться с вашей рекомендацией нанять второкурсника. Во-первых, он ещё не филолог/историк/социолог. Во-вторых, у него нет опыта копирайтинга. Под копирайтингом я понимаю создание именно рекламных текстов. В-третьих, в 18-19 лет сегодня хочется одного, завтра другого. Через полгода наш студент с таким же энтузиазмом займётся чем-нибудь другим.

Хорошую рекламу делают самоучки, подучившиеся на тренингах и книжках более опытных копирайтеров, а потом и на практике, чаще — толковые маркетологи, опытные продавцы. Бывают и филологи, конечно. Важно не образование, а образ мышления.

Ближе всего вы угадали с журналистом. Этому проще всего перестроиться под рекламный текст.

Психолог, как ни странно, не при делах. Его просто учат совсем другим вещам. Он может понимать, как работает текст, но далеко не факт, что он его напишет.

Насчёт вопросов и тестового задания вы попали в самую точку. К сожалению, редкий заказчик готов на эти вопросы отвечать, тем более приглашать на курсы, раскрывать внутреннюю документацию и т. д. Где-то после -надцатого вопроса клиент тихо звереет и либо у него начинается паранойя («вас подослали конкуренты»/«вы хотите украсть мой бизнес»), либо он предлагает додумывать самому, мол, потом поправим.

Дополню насчёт копирайтерской пары в штате. Это должны быть люди с похожим стилем, иначе рано или поздно начнётся грызня и взаимная нелюбовь.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Что вы думаете о платном контенте типа «Патреона» и «Бусти»? Клиент не хочет погружаться в обсуждение задачи Профессия редактора умирает? Карта компетенций редактора




Недавно всплыло

1 Все уже успели заметить, что вы почти во всех пятничных примерах советуете немного поунижаться 12 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Экран ожидания в поликлинике 6