Ильяхов |
Юлия, понимаю вас. Я постоянно сталкиваюсь с такой критикой. Возможно, вам помогут Собака лает — ветер носитБольшая часть критики, которую исторгают люди, связана не с вашей работой, а с их внутренним состоянием — например, с чувством собственной неполноценности. Люди сложные, мало ли что у них там внутри. Поэтому я приучаю себя отличать вой уязвлённого ЧСВ от подлинной критики:
Я ищу в критике конструктивные замечания: что я могу улучшить сейчас или учесть в будущем? Если человек не дал мне ничего ценного — значит, комментарий бесполезный, человек просто изливает боль. Если же есть Часто люди критикуют то, в чём они не разобрались. Раньше меня это тревожило, и я старался доказать, как люди заблуждались. Сейчас я отношусь к этому спокойнее: если человек не потрудился разобраться, его мнение для меня не имеет веса. Как если бы неграмотный школьник учил меня русскому языку, графоман — писать рецензии, а трижды разведённая женщина давала бы советы по семейной жизни.
При этом я осознаю, что раз человек не разобрался — значит, я недостаточно хорошо объяснил. Но не конкретно этому человеку, а в принципе всем. Если я написал книгу, из которой люди делают вывод, что я хочу истребить часть слов — значит, я плохо сформулировал свою мысль. Это повод в следующий раз написать более внятно. См. также: критика для самоутверждения, комплекс спасителяКараван идётМеня вдохновляет мысль, что долгосрочный эффект на мир имеют действия, а не комментарии под ними.
Копирайтеры ругают «Главред» за отсутствие души. Но их ругань никогда ни во что не выливается: побурлят полдня и вернутся к своим делам — писать текстики с душой. Их слова ни на что не повлияли. Когда запустилась биржа «Главреда», многие критиковали её (уже не помню, за что). Но биржа продолжает приносить участникам заказы, причем чем дальше — тем больше. И, насколько я могу посудить, сами критики на ней тоже есть. Ни Школу стажёров, ни Школу редакторов не принимали радостно — всегда находились критики, которые доказывали, что наша модель не работает. Это не мешало нам выпускать студентов по два раза в год. Истории моих выпускников я рассказал в заметке в блоге. Критический комментарий — это такое гомеопатическое лекарство. Вроде Вы слышите только недовольныхОбычно люди возмущаются, когда им Когда вы смотрите на критику (например, читаете комментарии и следите за реакцией СМИ), вы видите искаженную картину: только плохое, только скандальное. О хорошем люди не пишут. Когда в Москве перекапывали Тверскую, было много возмущения, потому что людям было неудобно стоять в пробке, а пешеходам — ходить. Когда строительные леса убрали, я не видел постов «Как стало здорово». Просто люди проснулись и поехали по своим делам. Многие даже не заметили, что О Тверской написали вновь, только когда там не распустились деревья. Когда они распустились, реакции СМИ почти не было. Информационный стиль критикуют те, у кого он либо отнимает работу, либо вызывает чувство неполноценности. Люди, которые зарабатывают на редактуре в инфостиле, не пишут о нём хвалебные отзывы. Они заняты делом. Оценивайте число недовольных и сопоставьте его с числом реальных пользователей. Вы увидите, что недовольное меньшинство всегда орет громче всех, но вместе с тем это самая бесполезная часть вашей аудитории. «На приёме у Юлии не был, сайтом не пользовался, но осуждаю!» Всем не угодишьМир сложен и разнообразен, и что бы вы ни сделали, вы никогда не сможете угодить всем, даже если будете подстраиваться под каждого. Угодить людям с уязвленным ЧСВ нельзя по определению. Эти люди реагируют не на вашу работу, а на то, что они в своих глазах на вашем фоне выглядят хуже, чем им хотелось бы. Это их психологические заморочки, а не ваши. Ситуация, когда вас все хвалят, она не то чтобы маловероятна — она принципиально невозможна. Даже если вы изобретете лекарство от рака, найдутся недовольные медики, которые тоже его изобретали и не смогли. И они будут вас разносить, потому что медицина — медициной, а ЧСВ надо защищать всем. Но зато если стараться подстроиться под ожидания окружающих, вы гарантированно сделаете себя несчастной. Это тема большого отдельного разговора. Что с этим делатьЯ не вправе давать советы вам, но себе я говорю так:
Срывы будутДаже если вы всё это впитали и научились сохранять спокойствие, всё равно вас |