x
 
Ирина Мамчиц
1 июня 2014

Максим, как вы относитесь к необходимости писать плохие тексты?

Например, для того же сайта СМС-диет или финансовой пирамиды — то есть для проектов, в которые заведомо не веришь. Насколько правильным будет забыть на время о своих взглядах и сконцентрироваться на выполнении конкретной задачи?



Ирина! Я считаю, что это недопустимо. Нельзя писать текст, делать дизайн или вообще как-либо сотрудничать с бизнесом, который не соответствует вашим принципам. Изменять себе вредно.

Допустим, к вам обратился сайт фальшивых СМС-диет. Вы согласились написать для него текст. Что дальше?

Вы профессионал, поэтому обязаны написать отличный текст, который будет продавать. Сайт продаст больше фальшивых диет, больше людей потеряют деньги и не добьются результата, разочаруются, расскажут друзьям. Сайт с вашим текстом заработает дурную репутацию.

Так как первое время сайт будет продавать больше, владелец сайта снова обратится к вам за текстом для других своих проектов — гороскопов, милицейских баз данных и инфобизнеса на миллион. Если он уговорил вас взяться за свой первый сайт, он уговорит и на новые. За ним придут друзья и конкуренты. Все на рынке будут знать, что за деньги вы напишете о чём угодно.

Несмотря на коммерческий успех в узком кругу лохотронщиков, вы не сможете открыто развивать свою практику: вам будет стыдно показать работы в портфолио. Однажды заказчики-лохотронщики поссорятся с вами и найдут новых исполнителей. А вам нечего будет показать миру. Считайте, что всё это время вы не работали.

Мне кажется опрометчивым браться за проекты, под которыми вы не сможете поставить своё имя. Вы фактически работаете за еду, что ставит вас в уязвимое положение. Завтра от ваших услуг откажутся, и вам нужно будет срочно искать новый источник заработка. Без репутации на рынке это сложно. С дурной репутацией — почти невозможно.

Другое дело — если вы верите в продукт, о котором пишете. Вы сможете стать лучшим писателем для инфобизнеса, яростным апологетом диеты Ксении Бородиной, фанатичным евангелистом МММ или главным российским копирайтером сигаретных марок. Возможно, вы будете сеять в мире разрушение, но хотя бы вам будет за себя не стыдно.

P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Саша Волкова
1 июня 2014

Мой коллега-журналист хвастал своим профессионализмом: дескать, может писать хоть для Единой России, хоть для чёрта лысого. Правда, чтобы поддерживать себя в тонусе, каждые два часа ходил в туалет укуриваться. Когда в последний раз его видела, он работал в «Мейл-ру»: сортировал новости по категориям. Говорит, работа простая, напрягать мозг не надо, и в автомате бесплатная кола. Такие дела.

Ну а я второй месяц для инфобизнеса пишу. Еще немного, и в мозгу начнутся необратимые процессы.

Всеволод Рудой
2 июня 2014

Если представить работу в виде компьютерной игры, то происходит накопление следующих ресурсов:
— Репутация;
— Клиенты;
— Личное развитие.

В какой-то момент накапливается достаточно ресурсов для перехода на новый уровень. При таком переходе часть людей вдруг понимает, что на самом деле их предназначение было совсем в другом и меняют вид деятельности.

Так, например, техдизайнер, наработав определенное количество ресурсов, вполне может стать артдиректором или владельцем собственной студии — и открыть, что общаться с клиентами ему интересней, чем п[вырезано цензурой]ть пиксели.

Выполнение неприятной работы в той же мере влияет на дальнейшее развитие. Если человек начал писать «продающие» тексты, он будет вынужден дальше двигаться в этом же направлении. Ресурсы накопятся для нового уровня, появится своя фирма, сотрудничество с лохотронщиками станет намного тесней — вплоть до разделения рисков, вроде тюрьмы или смерти родных от руки конкурентов.

Максим Ильяхов уже сказал, что ресурсы будут накапливаться в особой области, бесполезной для «честной» работы. В «белой» же области ресурсы будут уменьшаться. Клиенты, с которыми когда-то сотрудничал, будут расхваливать других специалистов. Репутация забудется. Навыки инфлируют. Будут упущены новые тенденции.

Для иллюстрации упущенных тенденций и инфляции навыков — представьте специалиста, который писал про MS-DOS, autoexec.bat, Norton Commander, и сейчас, после перерыва, вернулся.

Алексей Фе
8 июня 2014

Я протестую, ваша честь! Инфобизнес — это прикольная штука, если правильно и без сектантства к нему относиться.

Сергей Комаров
9 июня 2014

А как быть в мелочах?

Вот, буквально на этой неделе делали небольшой макет для банка. Представители банка настаивают, что по их стандартам топ-должности пишутся с прописной буквы (Президент, Вице-президент, Управляющий). Мы с ними аргументированно поспорили (взывали к правилам языка, к солидности банка из первой двадцатки), но «строчные» так и не «продавили».

Плюнули, оставили как просят. Смешно же было бы в этой ситуации сказать «Или мы делаем правильно, или вы ищете другое агентство»?


22 июня 2014

Сергей, тут два интересных момента.

Первый — у клиента есть стандарты. По какой-то причине они такие, а не другие. Выясняйте, почему они такие. Может быть, у директора мания величия и комплекс неполноценности, и для него прописная буква в должности — это единственная соломинка, которая показывает его значимость в этом бессмысленном жестоком мире.

Второй — всегда актуален вопрос пользы. Для кого делается сайт? Если он делается, чтобы потешить самолюбие президента, то польза именно в заглавной букве. Если он делается для частных клиентов, то, вероятно, какая-то логика есть и в желании клиента. Например, показать частным клиентам, что банк настолько респектабельный и важный, что относится к клиентам, как к ничтожным букашкам.

Когда я был в аналогичной ситуации, я нарисовал клиенту картину, что его современный и высокотехнологичный банк примут за советскую контору конца восьмидесятых. Это его убедило.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Клиент не хочет погружаться в обсуждение задачи Профессия редактора умирает? Карта компетенций редактора




Недавно всплыло

1 3 1 О тексте как базовом элементе 6