Максим Ильяхов |
Слишком толсто. Так толсто, что даже тонко. Модное слово «сторителлинг» может сбить с толку. На самом деле это никакой не сторителлинг, а просто истории и примеры. И здесь нет ничего нового или революционного. Истории и примеры — инструменты вовлечения и объяснения. Они помогают захватить внимание и убедительно донести мысль. Но это лишь инструменты, а ни в коем случае не панацея и не замена другим инструментам редактора. Как и любой инструмент, истории и примеры можно использовать уместно и неуместно. Вот вам история об этом: В университете я подрабатывал в компании одного из преподавателей. Он был филологом, и Идея телескопического текста казалась элегантной: на любое слово такого текста можно нажать и раскрыть его смысл более глубоко. Можно повышать и понижать детализацию всего текста на экране. Хочешь — читаешь короткую версию, хочешь — углубляешься в детали. Один и тот же документ можно показать президенту компании или менеджеру среднего звена, и для каждого будет свой уровень детализации. Это выглядело модно, свежо и вебдванольно. Обычно после пары демонстраций клиенты говорили «Да, это то, что нам надо» и заказывали Спустя короткое время мы понимали, что загнали себя в тупик. Телескопический текст почти никогда не подходил для тех задач, которые перед нами стояли. Клиент должен был дать нам подробностей для нижнего уровня деталей — а их не было, или они были компрометирующими. В других случаях клиент не мог определиться, что важное, а что второстепенное. Однажды клиент перед самой сдачей проекта попросил отключить всю телескопичность и оставить только верхний уровень деталей. Получился просто текст. То, что выглядело эффектно на демонстрации, оказалось бесполезным в реальной работе. И проблема была в том, что инструмент шёл вперёд смысла. Мы использовали телескопический текст не потому, что он был нужен, а потому, что мы умели его писать. В результате — много лишней работы, перерасход бюджета и времени. А надо было наоборот: сначала понять задачи и ограничения клиента, и уже потом лезть со своими технологиями. Тогда бы мы увидели, что не везде нужен телескопический текст. Поэтому для начала я рекомендую забыть о том, что истории — это Хорошие истории и примеры обладают тремя свойствами:
ЦельУ хорошей статьи всегда есть полезное действие — или, в терминах редактуры, цель в мире читателя. Все примеры и истории должны работать на эту цель. Если история сама по себе интересная, но не работает на цель статьи, то она здесь не нужна.
Обратите внимание на разделение темы и полезного действия. Тема — это «о чём статья», а полезное действие — «почему читателю это полезно прочитать». Хорошая история будет усиливать полезное действие, но необязательно будет усиливать тему. ФокусЧем больше в вашей истории подробностей и реальности, тем она правдоподобнее. Читатель охотнее верит в истории, которые наполнены подробностями. Однако в погоне за подробностями легко потерять фокус и утомить читателя лишним. Подробностей должно быть много, но все они должны помогать полезному действию.
В деловых или КонфликтЧитатель хорошо воспринимает истории, потому что это древнейший и эволюционно важный способ передачи опыта. Племя собирается у костра и соплеменники рассказывают друг другу истории, как они шли на мамонта, а в кустах мелькнул саблезубый тигр. Через такие истории племя становится умнее и выживает. История эволюционно важна, потому что именно передача опыта через истории сделало человека более конкурентоспособным по сравнением с другими животными. Люди любят истории и хорошо их воспринимают. Полезное действие истории как инструмента — помочь читателю получить новый опыт. А он, в свою очередь, нужен только там, где у читателя может появиться проблема. Никому не интересна история, в которой охотник шёл по лесу и ничего не произошло — ни опасностей, ни добычи, ничего. Эта история бесполезная с точки зрения передачи опыта. Поэтому сильные истории всегда о конфликтах, преодолении препятствия и неопределённости.
Вершина мастерства редактора — полноценно владеть инструментами драматургии: уметь создавать дугу истории, вести по ней персонажей, задавать им цели и продумывать мотивы, структурировать рассказ вокруг поворотных пунктов, создавать правдоподобные внутренние трансформации. Это непростая работа, и дело тут не в текстиках, а в понимании человеческой психологии и мотивов. Такие роскошные истории становятся самоценными и могут даже затмить основную мысль статьи. Я так не умею, но хочу научиться. История в рекламеКогда редактор выдумывает историю для коммерческого текста, на поверхности лежит такая схема:
На мой вкус, это тупо и примитивно. Наверняка на
Можно пойти дальше:
В истории важно, что мы сообщаем явно, а что — косвенно. Явно — это то, что произнесено и поставлено в центр истории: «зомби надо стрелять в голову из дробовика», «мы все в матрице, надо освобождаться», «Наташа Ростова сначала маленькая, а потом не маленькая», «если на планету нападут колдуны из мультивселенной, нас защитит доктор Стивен Стрейндж». Косвенно — это те выводы, которые мы делаем из того, что нам сказали: «быть усатым мексиканцем с дробовиком — классно», «если хочешь свободы, будь готов к ответственности», «мир холодный и равнодушный, а каждый сам отвечает за своё счастье», «быть эгоистом плохо, даже если ты крут в своём деле». Грубо говоря, есть то, что сказано, и есть то, что ты понял. Собственные выводы — самое ценное, что человек выносит из истории. Если вы хотите, чтобы история продавала, убедитесь, чтобы нужные рекламные сообщения оказались в выводах, а не в тексте истории.
Сделать подобный ход в тексте сложнее, чем на экране, потому что текст сразу оценивается критически. Но возможно.
Это всё при условии, что нам в данной ситуации действительно нужна история. Часто она не нужна, особенно — текстовая история. То, что сейчас все рванули вести курсы по сторителлингу, не значит, что это подходящий инструмент для вашей задачи. |