x
 
Искандер Х.
24 июня 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим, здравствуйте!

Подписался на вашу рассылку, читаю запоем, смеюсь и горюю по поводу собственных ошибок.

Мой вопрос: как писать статьи в блоге на тему психологии отношений и личностного роста? Хочется без дидактического тона и императива. Как подать рекомендации, чтобы не вызвать у читателей ощущение «меня учат жизни»? Блоги этим иногда раздражают. Делать к каждой статье предупреждение, что в каждой ситуации ответ будет индивидуальным? Но ведь отдельные вопросы задают так часто, что видна тенденция. Как быть?


Я знаю три способа.

1. Рассказывать истории. Вместо того, чтобы давать советы, рассказать историю человека или семейной пары. Человек попал в сложную ситуацию, что-то сделал, не вышло, он пришел к психологу, тот ему сказал так-то, тот поробовал, тыры-пыры, получилось. Тут вы делаете читателя наблюдателем чужой истории, как будто он смотрит фильм, при этом ничто не мешает ему ассоциировать себя с тем героем, который ему близок.

2. Если… то… Вместо императива строить конструкции типа таких: «Если человек делает так-то, то последствия у этого такие-то». Тут вы не говорите, как правильно, а показываете варианты и последствия. Читатель сам решает, какое ему принять решение. Минус подхода в том, что текст может выйти абстрактным, нужно следить за чувственным опытом.

3. Личный опыт. Можно переносить всё на себя: как будто вы в этой ситуации и даёте советы сами себе. Но тут есть тонкость, что для этого у вас должен быть какой-то авторитет, а ваши советы себе должны иметь какой-то универсальный характер. Довольно скучно читать о душевных страданиях других людей, если не видишь в них себя.

Бонус: ты в порядке. Назидательность часто проявляется в том, что автор явно красит всё чёрным и белым. Мол, если ты следуешь моим советам, ты хороший и правильный, а если нет — ты ничтожество. Гораздо объёмнее и убедительнее, когда в каждой строке чувствуется мысль: можно так, можно эдак, но ты в любом случае в порядке. Можно и не делать так, и ничего страшного.

Антипример такого — когда автор прямо закладывает в текст определения типа «хорошие ребята делают так, а плохие вот эдак».

Без примеров ничего не понятно, поэтому вот пример:

НазидательноНеназидательно
Хорошие родители знают, что ребёнку нужно создавать ограничения. Вы должны обеспечивать ребёнку источники фрустрации, чтобы он смог сформировать необходимые для конкурентной борьбы качества характера.Часто успешные родители создают ребёнку жизнь, в которой он ни в чём не нуждается. Родители исходят из лучших побуждений: «пусть у ребёнка будет всё то, чего у нас не было». Но это приводит к тому, что ребёнок с детства не учится…
Вы должны не прокручивать варианты предстоящего разговора, а попробовать что-то сделать. Все успешные люди закрывали глаза на страх и действовали…Когда человек прокручивает варианты предстоящего разговора, он уверен, что готовится к нему, как будто защищает себя от неприятных исходов. На самом деле человек не может угадать, как сложится разговор, поэтому его прокручивание не имеет отношения к реальности. Если человек это поймёт, ему будет легче…
Развивайте в себе деятельный, а не рефлексивный подход к жизни. Тогда вы добьётесь успеха в жизни.Люди, которые относятся к жизни деятельно, часто совершают ошибки и попадают в неприятные ситуации. С другой стороны, они чаще чего-то добиваются. И наоборот: люди, которые больше размышляют, реже оказываются…

Помните, что для пропаганды своих идей лучше использовать простые императивные формулировки. А если даёте советы, проследите, чтобы они были не из серии «делая зарядку и будь счастлив».

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор весной. Оставьте почту, и мы напишем вам, когда откроется следующий набор.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Чего на самом деле хотят заказчики, пытаясь выбить любую скидку? Коллега считает, что в тексте мы должны использовать триггеры и выделять их капсом и жирным шрифтом Иногда клиенты спрашивают исходники фотографий Как в русскоязычном письме писать названия типа «Beec», «Hopa»




Недавно всплыло

Как вы верифицируете оценку сроков от сотрудника? 1 1 Иногда я спрашиваю о скидке для тренировки и потому что не против шанса сэкономить 1 Как вы проверяете соответствие вёрстки макету 2