x
 
Анна Одинцова
12 марта 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Здравствуйте, Максим!

С чего начать создавать редполитику компании? Есть какая-то структура, на которую надо опираться?


Редполитика должна вырасти из вопросов, которые каждый день рождаются в редакции. В «Тинькофф-журнале» я руководствуюсь таким правилом: если пришлось дважды исправить одну и ту же ошибку у двух авторов, третий автор должен узнать об этой ошибке из редполитики. То же с компанией: у менеджера появилась проблема, редактор её решил, записал в редполитику.

Например, автор начинает статью с множества подробностей, которые только тормозят старт. Я выделяю эти подробности и прошу от них избавиться. Через несколько дней другой автор допускает ту же ошибку. Я иду в редполитику и дописываю п. 4.1:

4.1 Введение

У любой статьи должно быть введение.

Введение должно быть коротким.

Хорошее введение сразу кидает читателя в пучину. Оно сразу создает конфликт. Сразу начинается с чего-то необычного, злого, нестандартного, конфликтного.

Во введении не должно быть подробностей, которые не относятся к содержанию статьи:

НетДа
Суббота. Теплое майское утро. Вы в хорошем настроении поехали с семьей в торговый центр отдохнуть и походить по магазинам. Автомобиль оставили на парковке перед входом.

Вы великолепно провели день. Дети от души побесились в игровой комнате, супруга купила себе новое платье, а вы неспешно ознакомились с новинками аккумуляторного инструмента.

По возвращению на парковку вы заметили, что на корпусе левого зеркала заднего вида красуется свежая царапина.
Какой-то урод поцарапал вам зеркало. Вы оставили машину на парковке торгового центра, припарковались ровно, никому не мешали — но это не помогло. Вот она, свежая царапина.

Когда это сформулировано, второму автору я выделяю ту же ошибку и даю ссылку на редполитику. И кидаю в редакционный чат ссылку: «Ребята, добавились правила о введении. Избегайте лишних подробностей».

Чтобы было ощущение порядка, я создаю в редполитике пустые разделы, которые соответствуют уровням текста:

  • Идеология, полезное действие издания
  • Профстандарты, принципы работы
  • Темы, рубрики
  • Структура статьи, раздел
  • Абзац
  • Предложение
  • Слово
  • Технические подробности: оформление, подача, регламенты

Сначала эти разделы пустые. Постепенно, по мере возникновения вопросов, я дописываю правила в эти разделы, так рождается редполитика.

Составитель редполитики должен быть включён в редпроцесс: он должен редактировать, работать с авторами, выпускать номера, думать над проблемами издания, смотреть на статистику. В редполитике должны отражаться случаи из жизни редакции, а не абстрактные рассуждения о том, как правильно. Тогда редполитика будет жизнеспособной. Если просто написать о том, как правильно, эти рассуждения могут не совпасть с реальностью.

Из-за того, что редполитика вырастает из практики, она может быть чудовищно несбалансированной. Самые проблемные разделы и жанры будут разбираться на многих страницах, а какие-то другие проблемы написаны одной строкой. Это нормально. Если позже захочется издать редполитику как книгу или оформить как конституцию, ничто не мешает отредактировать её и сбалансировать объем разделов. Но в процессе составления редполитики нужно думать не о красоте, а о жизненности. Редполитика должна быть не красивым пафосным документом для мира, а справочником на каждый день для ваших авторов.

  • Большая часть редполитики «Нью-Йорк Таймса» посвящена тому, как писать арабские и азиатские имена типа Бин Ладена или Ким Чен Ына. Это бесполезные знания, если пишешь на русском. Тем не менее, редполитика издана в виде книги и прекрасно себя чувствует в «Амазоне».
  • В Тинькофф-журнале огромные разделы посвящены финансовым статьям и новостям — потому что это новые разделы, в которых легко допустить ошибку. Если вы не занимаетесь финансами и новостями, вам эти разделы не нужны. Если вы работаете в РБК, эти разделы прямо противоречат тому, как вы работаете.
  • В «Догме» газеты «Ведомости» прописаны правила, какие подарки можно принимать от компаний, на какие пресс-туры можно соглашаться и какие вообще отношения допустимы между автором и героем материала. За два года в «Тинькофф-журнале» у меня ни разу не было ситуации, когда мне бы понадобились эти правила.

Редполитика — это закон. Но у любого закона должна быть система принуждения. Должен быть кто-то, кто знает редполитику и насаждает её в редакции. Если просто перенять редполитику «Тинькофф-журнала», такой же «Тинькофф-журнал» сам собой не получится. Нужны люди, которые будут эту редполитику соблюдать и требовать соблюдения от других. Поэтому я рекомендую не прививать себе чужую редполитику, а выращивать собственную, опираясь на проблемы своей редакции.

Сборник редполитик, редакционных стандартов и справочников: redpolitika.ru
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2 Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Правдивость 4