Максим Ильяхов |
Люда, спасибо за вопрос. ЗанудствоВы поставили себя в довольно сложную ситуацию тем, что сами предложили работу. Я не знаю подробностей, но кажется, что вы «продали» своему клиенту идею, не до конца разобравшись в полезном действии. Когда бы от Инстаграма зависела судьба бизнеса или был бы измеримый прирост в деньгах, ваш клиент уделял бы ему больше внимания. А сейчас оказывается, что у ребят есть дела поважнее. Со своей позиции ваши клиенты правы. Может быть, у них основные продажи идут через сайт или личные звонки. Может быть, их главная задача сейчас — наладить производство, повысить качество продукта или удешевить логистику. Бизнес — большая и сложная штука, и только руководитель с экселькой видит, что на самом деле важно. Из вашего вопроса я вижу такое: вам обидно, что проделанная вами раньше работа теряет смысл, поэтому вы хотите получить внимание клиента. Но это не в его мире. Он занят
Советую спросить у ваших клиентов, что им сейчас важно сделать, и поискать в этом, чем вы можете помочь. Может быть, ребята бьются над клиентской поддержкой в колцентре, а вы можете написать скрипты. Или клиент хочет запустить цепочку реактивации, а вы как раз умеете её настраивать. Не предлагайте клиенту то, что вам самой интересно сделать. Спросите, что у клиента болит, и предложите своё решение. Более лукавый способ — стать автономным отделом. Можно организовать работу так, чтобы клиент вам вообще не был нужен. Вы как бы пропадаете с его поля зрения и просто выдаете результат. Через
Чтобы уйти в автономное плавание, нужно получить полномочия, подключить к себе команду, взять в руки бюджет. Это можно сделать с согласия руководителя или даже самовольно. Главное — помнить об ответственности. Автономная работа опасна тем, что вас может унести не туда. Нужно очень хорошо понимать бизнес своей компании; что вам можно и нельзя; держать планку качества. За все годы «Советов» я пересекал «двойную сплошную» раз десять, ничего хорошего в этом нет. На вашем месте я бы не уходил в автономное плавание, а ГонорарВы описали схему «пробный период»: пробуем поработать, если нравится — договариваемся о цене; не нравится — расстаёмся без претензий. Это удобная схема, если вы не боитесь сделать работу бесплатно. Я иногда пользуюсь этой схемой с новыми клиентами, чтобы проверить совместимость. Минус этой схемы — вы опять исходите из работы, а не из задачи. У вас разговор начинается не с понимания подлинной боли клиента, а с обсуждения того, что вы можете сделать. Так вы загоните себя в еще одну ситуацию, подобную нынешней, с Инстаграмом.
Удобно представить, что вы водитель такси. Странно выглядит формулировка «давайте поедем
Ничего другого в обсуждении цены не существует — ни среднего по рынку, ни фактических затрат, ни себестоимости, ничего. Все эти понятия изобретены для того, чтобы манипулировать ценой на переговорах. Вас они не касаются. Читайте об этом: рынок, расценки и справедливая цена. Я не советую додумывать за клиента: «моя работа важна», «он меня ценит», «для него это чудо». Вы не знаете наверняка и это не должно влиять на ваши переговоры. Всегда можно спросить, как клиент оценивает вашу работу и какую пользу она ему приносит. Но не додумывать. Какую цену называть за свою работу — вопрос сугубо личный и не подлежит обсуждению. Вы имеете право оценивать свою работу как угодно. См. также: высокая цена, право на «нет» и ответственность. Помимо моего курса о работе с клиентом рекомендую записаться на курс Ильи Синельникова. |