x
 
Слава Середенко
15 марта 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Здравствуй, Максим!

Как писать о том, о чём мало знаешь?

Как лучше искать новую информацию? Где её искать и как понять, что уже достаточно?


Прежде чем отвечать, хочу предостеречь начинающих авторов. Если ваш читатель — эксперт, а вы нет, не беритесь за задачу. Если вы не понимаете словосочетание «Управленческий учёт», не пишите статью в журнал «Генеральный директор». Сколько бы вы ни копали эту тему, вы где-нибудь обязательно оступитесь. Просто не беритесь за это. Хочу рассказать об этом историю.

В 2011 году инвестиционная компания пригласила меня писать текст для сайта. Я не разбирался в теме, но меня соблазнил бюджет. У меня был доступ ко всем сотрудникам, я проводил с ними многочасовые интервью, тщательно записывал за ними, а дома старался переложить их слова на бумагу.

То, что получалось, было очень похоже на нормальный текст: он был чистым и хорошо структурированным, неплохо ложился в дизайн. Но клиент не принял его ни с первого раза, ни со второго, ни с пятого. Он говорил одно и то же: здесь слишком много ошибок, не о чем говорить. Я уходил и переделывал, но это не помогало. Я исправлял в одном месте, а ошибка вылезала в другом.

Сроки поджимали, и я решил пойти на крайнюю меру: почти дословно переписал речь одного из сотрудников, пытаясь уложить его слова в макет. Я думал, что если сейчас по смыслу будет всё нормально, я просто отредактирую слова и сдам. С этими мыслями я отправил макет клиенту. Запуск уже задерживали на две недели.

Клиент не отвечал неделю, а когда я начал расспрашивать, выяснилось, что ответственный сотрудник уволился, дальнейшая судьба сайта неизвестна, «мы с вами свяжемся». Спустя ещё полгода компания закрылась.

Из-за того, что я взялся писать для экспертов, не будучи сам экспертом, я потратил время, задержал запуск, подвёл клиента и дизайнеров, который тоже не смогли вовремя запустить сайт. Опрометчивость и самоуверенность стоили мне проекта.

Если ваша аудитория — эксперты, то и вы сами должны быть экспертом.

Если пишете для неподготовленного читателя, вероятно, подойдёт сценарный подход. Смысл в том, чтобы исследовать тему, исходя из ближайших потребностей читателя. Как будто читатель пришёл к вам как к эксперту и начал последовательно задавать вопросы. Подумайте, какие вопросы он бы мог задать. Допустим, вы пишете об управленческой учёте для начинающих предпринимателей. Отправные вопросы:

  • Что такое управленческий учёт?
  • Чем он полезен? Как поможет в бизнесе?
  • Где он используется и какие даёт результаты?

Это вопросы новичка. Исследуйте их с помощью интернета, литературы и экспертов. Когда вы разберётесь в этих вопросах, возникнут новые:

  • Кто и как должен вести управленческий учёт?
  • Какими инструментами собирать данные?
  • Кто и как принимает решения на основе данных?

С помощью этих серий вопросов вы ограничите охват исследования. Вам не нужно изучать экономтеорию и менеджмент — изучайте только то, что будет полезно читателю. Чем дальше вы будете исследовать, тем более всесторонней будет история.

Зовите в помощь экспертов и не стесняйтесь ссылаться на них в своей работе. Эксперту полезно продвигать себя, а вам полезно получить проверенные и хорошо сформулированные сведения.

Мне нравится писать, когда ни я, ни читатель не разбираются в теме. Так мне легко поставить себя на место читателя и представить, какие у него появятся вопросы. Я с удовольствием напишу об игре на барабанах, но мне уже тяжеловато писать об информационном стиле для тех, кто видит его в первый раз.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Михаил Тучин
15 марта 2015

Хороший способ наработки опыта — написать статью в Википедии, и попытаться выставить её в «Хорошие».

Миша Пэ
15 марта 2015

Что делать, если тематика организации узкоспециализированная? Эксперты не блещут умением связно складывать слова в предложения, а потенциальные журналисты электрон от синхрофазотрона отличить не могут. Как в этом случае разрабатывать контент?

Михаил Тучин
24 апреля 2015

Обыкновенно: нужно и тем и другим работать над текстом вместе.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

3 Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 1 1