Руслан! К своему стыду, я ещё не издал ни одной книги, поэтому мой совет может оказаться недостаточно глубоким.
Я немного знаком с тем, как издают книги в России. Процесс выглядит так:
идея автора → ??? → рукопись → договор с издательством → вёрстка, оформление, редактура и корректура в издательстве → производство в типографии → маркетинг и продажа в издательстве
Как именно получается рукопись — не всегда понятно. Кто‑то нанимает журналистов или гострайтеров, кто‑то пишет сам, кто‑то ворует. Но в результате всегда некий готовый текст на сколько‑то тысяч знаков, и дальше он с минимальными изменениями превращается в книгу.
Это подлинно конвейерный подход: у издательства есть отлаженная система производства, у которой на входе вордовский файл, а на выходе — отпечатанная книга на складе.
Минус этого подхода — дизайнеру и редактору может быть некогда работать со смыслом. Дизайнер может залить текст в колонку макета, поставить колонтитулы, настроить типографику, проверить «висяки», но не более того. Конструировать оригинальный макет некогда и незачем. Редактор может исправить речевые ошибки, упростить предложения, переписать более понятным языком. Но он не сможет предложить написать новую главу, придумать новый формат подачи информации, поработать со смыслом. Книга получается быстро, но делается невнимательно, без любви к смыслу. Сравните любую бизнес‑книгу с любой книгой Тафти, чтобы почувствовать разницу.
Ещё один минус — организационный. Конвейерная лента получается довольно длинной, и от идеи до выхода книги может пройти и год, и полтора, и два. За два года изначальная идея может потерять актуальность.
Если бы я издавал книгу, я бы в порядке эксперимента разделил работу на короткие отрезки, привлекая дизайнера с самого начала:
идея → рукопись первой части → общее визуальное решение макета, вёрстка, корректура и редактура первой главы
И далее работа над главами шла бы внахлёст: пока автор пишет следующую главу, редактор улучшает предыдущую, а дизайнер придумывает, как её оформить.
В идеальной ситуации писать рукопись следует сразу в Индизайне или в Ворде, настроенном под параметры индизайновского макета. Так автор видит, сколько текста ложится на полосу, что с чем соседствует, где нужны иллюстрации, куда приходятся таблицы, насколько сбалансированными получаются главы.
Когда дизайнер и редактор включены в процесс с самого начала, они могут посоветовать автору, как улучшить рукопись уже на этапе написания: какие использовать подзаголовки, как часто и какие подбирать иллюстрации, где нужны примеры, а где их сократить. Эти улучшения проще внести в маленькую главу, чем в огромную рукопись. Автор постепенно учится и к пятой главе уже делает всё хорошо.
Минус этого подхода — цена. Не всякое издательство может позволить себе сопровождать автора во время работы над рукописью.
Какой бы подход вы ни выбрали, делите рукопись на части, составляйте план и следуйте ему. Избегайте долгостроя: лучше рукопись из десяти коротких глав, чем одна большая недописанная рукопись.