x
 
Мария Полевара
8 апреля 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Здравствуйте! Вот это да, уже 11 лет здесь люди спрашивают советы, а я пишу впервые. У меня вопрос к Максиму Ильяхову.

Как написать о миссии компании, чтобы без штампов и клише?

Команда формулировала свое видение миссии, управляющий подвел итог… Получился очень общий вариант. И сложный в восприятии.

Что главное в миссии компании? Для кого она ― для сотрудников или для клиентов? Должна ли быть такой, чтоб от зубов отскакивала по памяти?

И как так аккуратно предложить исправления? Это же миссия!


Никаких общих правил для миссии компании нет. Всё зависит от того, зачем и для кого эту миссию формулируют. Я поделюсь своими наблюдениями, а вы решайте сами, что из этого применимо в вашей ситуации.

Для начала советую прочитать старую статью о ценностях компании.

Миссия ради миссии. Бывает, миссию делают без особого понимания, что это и зачем. Например, в книге об успехе написали, что у компании должна быть миссия — отлично, составляем. Если управляющий не понимает, зачем миссия нужна, то она может быть какой угодно.

Я серьёзно: люди бывают суеверными, им бывают важны внешние знаки отличия, заклинания и прочий фен-шуй. Если вы не понимаете, зачем вам миссия, то не тратьте время и оставьте как есть. В жизни полно более важных дел :-)

Миссия для сотрудников. Миссию используют, чтобы помочь сотрудникам принимать правильные решения на работе. Например, компания говорит: «Наша миссия — счастье клиентов». Тогда сотрудники, выбирая между счастьем клиента и сиюминутной прибылью, выбирают счастье. Часто такую направленную внутрь миссию называют девизом.

Чтобы сотрудникам было легко принимать решения, девиз должен быть применимым в жизни. Мало просто сказать «Клиентское счастье» или «Делать мир лучше». Нужно объяснить, как эти принципы влияют на повседневную работу. Это необязательно формулировать в самом девизе — можно тут же рядом. Важно, чтобы миссия или девиз не остался безжизненной абстракцией.

  • Наш девиз — только вперёд!
  • В работе мы сдвигаем дедлайны только вперёд и никогда — назад. Мы не тратим время на предварительное планирование проекта и предпроектный анализ: мы начинаем разработку, как только деньги поступают на счёт. Мы никогда не анализируем ошибки — ведь это шаг назад. Мы всегда двигаемся вперёд, чтобы совершать новые ошибки.
  • Наш девиз — делать всё, чтобы нас рекомендовали
  • Мы должны стать самой рекомендуемой химчисткой в России, поэтому мы внедрили множество инструментов, которые будут стимулировать рекомендации. Прочитайте руководства к инструментам, и если у вас появятся новые идеи, как стимулировать клиентов нас рекомендовать — делитесь ими с руководством. Рекомендации — самое важное для нас в этом году.

И наоборот: плохо, когда внутренний девиз не только непонятен, но и по факту невыполним. Например, девиз компании: «Для нас главное — ваше развитие», — но компания никак это развитие не поощряет. Нет ни льгот на обучение, ни программы внутреннего развития. То есть компания что-то заявляет, а по факту не делает. Чтобы в этой ситуации влиять на работу сотрудников, нужны жёсткие инструменты пропаганды, одним девизом не отделаться.

Миссия для клиентов. Некоторые компании формулируют в миссии своё полезное действие для клиентов, тогда миссия — часть рекламы, и важно, чтобы она отвечала на боли клиентов и опиралась на чувственный опыт.

Нет: абстракцияДа: чувственный опыт
Мы работаем, чтобы справедливость восторжествовалаМы работаем, чтобы в России у каждого ребёнка была семья
Наша миссия — развитие человека и человечестваМы работаем, чтобы наши клиенты строили карьеру и создавали семьи за границей
Лидерство, сила, успех!Еда, вода и интернет для каждого

Плохо, когда миссия складывается из громких абстрактных слов, которые не привязаны к чувственному опыту читателя: «Лидерство, успешность, устойчивость», «Справедливость и законность», «Лучшие решения для лучших». Эти фразы могут иметь смысл для руководителя или сотрудников, но для клиента это пустые фантики. Любая компания может налепить себе на сайт красивое слово — в таком виде это не работает.

Миссия для руководителя. Иногда руководитель сам формулирует миссию бизнеса — например, Артём Горбунов всегда писал, что миссия бюро в распространении знаний. Так как Артём вручную управляет самыми важными процессами в бюро, эта миссия помогает ему направлять работу. При этом миссия не мешает бюро делать коммерческие проекты, которые не связаны напрямую с распространением знаний. Поди разбери.

Как такая миссия работала бы, если бы бюро было дизайн-империей с тремя сотнями дизайнеров — я не знаю.


Вы спрашивали, должна ли миссия отскакивать от зубов. Если миссию применима к ежедневным решениям клиентов или сотрудников, то да, это полезно. Сотрудник запомнил её и чуть что — произносит. Миссия становится руководством к действию. Например, у студии Лебедева есть принцип работы «Без х…ни» — он ёмкий, им легко руководствоваться в работе: «Если это х…ня — убирайте её».

Если же миссия — это оторванная от жизни абстракция, которой непонятно как пользоваться, то уже не важно, запоминают её или нет. Пусть себе висит на сайте и не мешает людям работать.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Поля Мак
8 апреля 2018

Максим, мне кажется, ключевая фишка в вашем замечании о готовности пожертвовать прибылью ради счастья клиента, прописанного в миссии. Миссия — это то, что для нас важнее прибыли. При этом существует примерно миллион миссий, подразумевающих именно финансовый успех.
Например, «наша миссия — увеличить вдвое оборот в этом году» или «стать компанией с самым большим оборотом в отрасли» — это всё булшит, а не миссии. Всё равно, что девушке говорить «моя миссия — стать самой желанной девушкой в этой стране».

Павел Сизов
11 декабря 2020

Поля Мак, Джим Кэмп писал, что деньги и власть — результат правильной миссии, а не её сущность. Миссия — это то, что направлено вовне, к людям, а не сфокусировано на себе.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

1 Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Как сделать, чтобы публикация выделялась в ленте: композиция, исправление дефектов, цвет 1 Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2