Ильяхов |
Я не большой эксперт в запуске новых изданий, поэтому мой совет не будет универсальным. Поделюсь своими наблюдениями. Коммерческая успешность СМИ — не то же самое, что культовость. Коммерция — это сколько ты продаёшь рекламы, какие показатели рисуешь в отчётах, сколько тратишь на производство и управление. Чтобы зарабатывать, недостаточно быть гениальным журналистом, нужно ещё уметь продавать и считать деньги.
Популярность, похвала критиков или статуэтки «Тэфи» не гарантируют коммерческий успех. И вообще понятие коммерческого успеха очень размытое: от одного издания акционеры хотят миллион чистой прибыли, от другого десять миллионов, от третьего хотя бы выход в ноль, а четвёртое может работать в убыток. Деньги — отдельно, влияние на культуру — отдельно. Влияние на культуру. Я не верю, что издание нужно запускать с целью «стать культовым» или «войти в историю». Мне кажется, всё наоборот: сначала ты хорошо, долго и искренне делаешь издание, и если оно Это как с вирусными видеороликами: куча людей на конференциях распинаются, как сделать вирусно, но никто так и не придумал стопроцентную формулу вирусности. Ты просто стараешься сделать смешной или интересный ролик, и если повезет и он понравится людям, то ролик станет вирусным. Наоборот не работает: нельзя механически скопировать все признаки вирусных роликов и получить новый вирус. Так же и с изданиями. Нельзя снять мерки со старой «Афиши» или «Птюча», сшить по этим меркам новое издание и надеяться, что оно станет таким же культовым. Нужно просто делать хорошее издание, и если оно окажется своевременным и интересным, оно оставит след в истории. Подстройка под аудиторию. Мне не нравится идея создавать издание целенаправленно под аудиторию, особенно под чуждый тебе язык и малопонятные интересы. В этой подстройке всегда будет неестественность, фальшь, и читатель сразу почувствует, что его держат за дурака. Я не верю в издания, которые делаются «под молодёжь», «под рэперов», «под домохозяек» или «под блондинок». Вероятно, такие издания неплохо работают и зарабатывают, но я не видел ни разу, чтобы из таких изданий получались культурные феномены. Если бы я пытался подделаться под рэперов, школьников или домохозяек, я бы всегда выглядел глупо:
Вот как «Мегафон» представляет себе стиль молодёжи. Даже для человека тридцати лет это выглядит фальшиво:
В « Но даже хорошая формулировка полезного действия не гарантирует ни культовости, ни следа в истории, ни денег. Просто я для себя решил, что надо быть полезным. Это необязательно. Есть и бесполезные издания, которые отлично себя чувствуют. Ретроспектива. Иногда хочется повторить успех старых изданий. Ты берешь их, разглядываешь под микроскопом, разбираешь на компоненты и пытаешься понять, что же их сделало успешным. И часто такой анализ приводит к ошибочным выводам. Часто успешные издания успешны просто потому, что так вышло. Куда интереснее смотреть на неуспешные, закрывшиеся издания — что у них не получилось? Что убивает интересные издания? Ответа на этот вопрос у меня пока нет. |