x
 
Эльмир Шарифуллин
5 августа 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Только что прочитал книгу «Пиши, сокращай», и теперь меня волнует вопрос: в юридических документах можно применять информационный стиль? Правильно, когда в заявлении или жалобе много страдательного залога и канцеляризмов?


Эльмир!

В законе нет требования писать юридические документы особым официальным языком. Это привычка, здравого смысла в ней нет. Также нет закона, который обязывает писать слова «заказчик», «договор» и «исполнитель» с заглавных букв. Если всё это почистить, договоры станут простыми, надёжными и понятными.

Канцеляризмы и страдательный залог в договоре усложняют текст, людям трудно его прочитать и понять условия. Сравните фрагменты из договора:

Юридически Просто
ООО «Кактус», в дальнейшем именуемое Исполнитель, в лице исполнительного директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании доверенности No 12/34 от 1 января 2017 года, публикует настоящий договор на оказание услуг по дистанционному обучению английскому языку, являющийся публичной офертой (предложением) в адрес физических лиц (далее клиент). ООО «Кактус» предлагает заключить договор на условиях оферты.
Все расчёты по Договору производятся в безналичном порядке путём перечисления денежных средств на указанный Исполнителем расчётный счёт. Обязательства Заказчика по оплате считаются исполненными на дату зачисления денежных средств на корреспондентский счёт банка Исполнителя. Заказчик оплачивает услуги денежным переводом. Датой оплаты считается день, когда деньги пришли на расчётный счёт исполнителя.

Поэтому ответ — да, инфостиль уместен в юридических документах.

Другое дело — как убедить юристов подписать такой договор. Если вы работаете с корпорацией или госкомпанией, скорее всего, вас не поймут и предложат подписать свой вариант. Стоит ли за это бороться, ваше решение.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Серов Александр
5 августа 2018

Разве не нужно явно указывать в договорах как минимум их предмет и стороны, которые в нем участвуют? Все эти радикальные сокращения выглядят как отличный способ затянуть любое судебное разбирательство, пока эксперты устанавливают, а что же всё-таки значит та или иная фраза с точки зрения закона.

Herman Tselinsky
5 августа 2018

Хмм. Мне вот всегда казалось, что как раз-таки общие формулировки ( о которых, грубо говоря, и идет речь) в договоре недопустимы, и юристы нарочно прописывают дотошно все подробности и привязки к нужному пункту/статье/закону, муторно перечисляя все возможные исходы.

Михаил Тучин
5 августа 2018

А может быть, как программисты привыкли по отступам находить смысловые блоки, так и юристы привыкли искать в тексте стандартные конструкции «Исполнитель в лице…», «Заказчик обязуется…» и ориентироваться по ним?

Александр Пискарев
26 ноября 2018

Сталкиваюсь с этим регулярно. После прочтения книги стал писать всякие служебные записки, официальные письма и нормативные документы проще и конкретнее. Иногда прокатывает, но в основном руководство мешает мне это делать. Они нагромождают, льют воду, чтобы текст стал сложнее и длиннее. Ведь его будет читать другой "крутой" начальник. Такое чувство, что это специальный бюрократический язык гос. служащих.

Я стараюсь объяснить, что так будет лучше и понятнее. Иногда получается, иногда нет. Тут диалог нужен и упорство.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

1 Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2 1 Правдивость 4