x
 
Полина К.
3 апреля 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Как понять, что написанное мной предложение удобно читать? Какими правилами и принципами руководствоваться, чтобы создать приятное и удобное для чтения предложения?

Например, вот такой текст — он соответствует информационному стилю, но кажется, будто предложения слишком сложные. Как его улучшить?

  • Наша компания производит и реализует свечи ручной работы для дома и спа. Используем натуральные компоненты. Качество гарантировано независимыми лабораториями. В ассортименте цветочные, аюрведические, фруктовые и терапевтические ароматические смеси, а также специализированные смеси для проведения специфических аюрведических и терапевтических процедур.

Главное правило хорошего предложения — оно должно читаться вслух. Не шёпотом, не внутренним голосом, а именно вслух. Если при чтении вслух предложение кажется сложным, отредактируйте его. Даже в научном тексте и официальном документе предложения должны проходить проверку чтением вслух.

Если чувствуете ступор, попробуйте приём «Расскажи другу». Запишите текст так, как если бы вы рассказывали о продукте другу, со всеми признаками разговорной речи. И потом редактируйте этот текст.

Для начала всегда читайте вслух:

  • Наша компания производит и реализует свечи ручной работы для дома и спа. Качество гарантировано независимыми лабораториями. В ассортименте цветочные, аюрведические, фруктовые и терапевтические ароматические смеси, а также специализированные смеси для проведения специфических аюрведических и терапевтических процедур.

Неприятные стыки в «производит и реализует» и «работы для дома и спа». При чтении кажется, что предложение перегружено: как будто в нём слишком много информации. Перестроим и вернём в текст:

  • Производим натуральные ароматические свечи для дома и спа. Качество гарантировано независимыми лабораториями. В ассортименте цветочные, аюрведические, фруктовые и терапевтические ароматические смеси, а также специализированные смеси для проведения специфических аюрведических и терапевтических процедур.

Пока что держим в уме «ручную работу». Найдём этой идее место позже. Сейчас смотрим на второе предложение:

  • Производим натуральные ароматические свечи для дома и спа. Качество гарантировано независимыми лабораториями. В ассортименте цветочные, аюрведические, фруктовые и терапевтические ароматические смеси, а также специализированные смеси для проведения специфических аюрведических и терапевтических процедур.

И читается трудно, и по смыслу непонятно. Сформулируем так, как бы мы рассказывали это друзьям:

  • «У нас есть две лаборатории: в одной мы проверяем всю аюрведу, в другой — цветочные смеси. Мы-то используем все натуральные масла, но иногда при горении они могут выделять что-то плохое, и мы должны это знать. Это бывает крайне редко, но всё равно нужно проверять. В общем, у нас там есть химики, которые жгут свечи и гоняют их на спектрографе. И они там видят, что выделяется из свечек. Ну, и если там вдруг какая-то вредная примесь, мы снимаем эту формулу и используем другую смесь».

Удаляем избыточные признаки разговорной речи, чистим и перестраиваем, чтобы главное было в начале:

  • Производим натуральные ароматические свечи для дома и спа. В ассортименте цветочные, аюрведические, фруктовые и терапевтические ароматические смеси, а также специализированные смеси для проведения специфических аюрведических и терапевтических процедур.
  • Мы используем натуральные ароматические масла и проверяем их горение в лаборатории. Наши химики тестируют горение новых свечей и анализируют их на спектрографе. Если натуральное масло выделяет при горении вредные вещества, мы об этом узнаём и снимаем формулу с производства.

Удалим смысловой повтор:

  • Производим натуральные ароматические свечи для дома и спа. В ассортименте цветочные, аюрведические, фруктовые и терапевтические ароматические смеси, а также специализированные смеси для проведения специфических аюрведических и терапевтических процедур.
  • Мы используем натуральные ароматические масла и проверяем их горение в лаборатории. Если натуральное масло выделяет при горении вредные вещества, мы об этом узнаём и снимаем формулу с производства.

Осталось разобраться с этим предложением:

  • Производим натуральные ароматические свечи для дома и спа. В ассортименте цветочные, аюрведические, фруктовые и терапевтические ароматические смеси, а также специализированные смеси для проведения специфических аюрведических и терапевтических процедур.
  • Мы используем натуральные ароматические масла и проверяем их горение в лаборатории. Если натуральное масло выделяет при горении вредные вещества, мы об этом узнаём и снимаем формулу с производства.

Кажется, здесь дважды сказано одно и то же. Удалим смысловой повтор:

  • Производим натуральные ароматические свечи для дома и спа. В ассортименте цветочные, аюрведические, фруктовые и терапевтические ароматические смеси.
  • Мы используем натуральные ароматические масла и проверяем их горение в лаборатории. Если натуральное масло выделяет при горении вредные вещества, мы об этом узнаём и снимаем формулу с производства.

У нас в тексте есть «свечи», есть «масла», но нет «смесей». Пусть будут «свечи». И «ароматические» уже понятно из контекста:

  • Производим натуральные ароматические свечи для дома и спа. В ассортименте цветочные, аюрведические, фруктовые и терапевтические свечи.
  • Мы используем натуральные ароматические масла и проверяем их горение в лаборатории. Если натуральное масло выделяет при горении вредные вещества, мы об этом узнаём и снимаем формулу с производства.

От слова «ассортимент» можно избавиться:

  • Производим натуральные ароматические свечи для дома и спа: цветочные, аюрведические, фруктовые и терапевтические.
  • Мы используем натуральные ароматические масла и проверяем их горение в лаборатории. Если натуральное масло выделяет при горении вредные вещества, мы об этом узнаём и снимаем формулу с производства.

Опять читаем вслух — сложновато. Предложение длинное, и после двоеточия разум начинает терять нить. Опять обращаемся к «рассказу другу»:

  • «У нас куча разных рецептов. Но в основном это либо всякие приятные запахи типа цветочков и фруктов. Это для дома. Да, либо это хардкорная аюрведа. Кстати, у нас аюрведические масла привозят из Индии»

Чистим разговорную речь и вставляем в текст:

  • Производим натуральные ароматические свечи для дома и спа.
  • Для дома предлагаем цветочные и фруктовые ароматы. Для спа-салонов — аюрведические свечи на основе индийских масел.
  • Мы используем натуральные ароматические масла и проверяем их горение в лаборатории. Если натуральное масло выделяет при горении вредные вещества, мы об этом узнаём и снимаем формулу с производства.

У нас в уме «ручной работы». И тут как раз смысловой повтор «дом и спа». Заменим «дом и спа» в первом предложении на «ручную работу»:

  • Производим натуральные ароматические свечи ручной работы.
  • Для дома предлагаем цветочные и фруктовые ароматы. Для спа-салонов — аюрведические свечи на основе индийских масел.
  • Мы используем натуральные ароматические масла и проверяем их горение в лаборатории. Если натуральное масло выделяет при горении вредные вещества, мы об этом узнаём и снимаем формулу с производства.

К сожалению, не существует стопроцентных гарантированных рецептов редактуры предложений, чтобы они были понятными, простыми и приятными для чтения. Редактор должен включать языковое чутьё, читать вслух и не бояться начать с чистого листа. Обычно алгоритм такой:

  1. Написать текст
  2. Прочитать вслух
  3. Понять, что читается трудно
  4. Стереть и написать заново, будто рассказываешь другу
  5. Убрать мусор
  6. Прочитать вслух
  7. Повторить
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

3 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Правдивость 3 1