x
 
Екатерина Мазунина
5 ноября 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим, здравствуйте!

Недавно в РБК вышла статья о моем знакомом. Она бесполезная и написана плохо. И цифры переврали, и интересные факты упустили. Знакомый расстроен.

Я хочу взять у него толковое интервью, переделать статью и предложить «Тинькофф-журналу». Подскажите, пожалуйста, так можно? Не нарушу ли я таким образом авторские права?


Для начала разберемся с правом.

Предметом авторского права в вашем случае должен быть текст, составленный автором. Статья в РБК, ваше интервью и написанная на основе интервью статья — это три отдельных произведения, три разных предмета авторского права.

Посмотрим на статью РБК. Согласно правилам, опубликованным на сайте, использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения РБК или правообладателя. Это значит, что вы не можете без письменного разрешения редакции перепечатать или переработать их статью.

Если вы возьмете интервью у своего знакомого, вы создадите новое произведение. Маловероятно, что РБК посчитает его ворованным: если вы действительно проведете самостоятельный разговор, запишете его на диктофон и действительно сделаете интереснее, то оснований для нарушения авторских прав не будет.

То же с новой статьей: чтобы обвинить вас в нарушении авторских прав, РБК должны будут доказать, что вы использовали в своей работе их текст. Если ваша работа оригинальная и вы действительно составите более интересный рассказ, то доказать это будет очень сложно. А вот если вы возьмете статью из РБК и просто немного её улучшите, тогда да — у РБК появятся основания обвинить вас.

Рассмотрим воображаемую ситуацию: вы скопировали текст у РБК и переписали в нём каждое предложение, каждый абзац. Изменили всё, уникальность текста — 100%. Формально вы переработали текст РБК (то есть нарушили их права), но в итоговом произведении от исходного текста не осталось никаких следов. Чтобы доказать, что вы нарушили их права, РБК должны будут провести экспертизу. Я не исключаю, что независимые эксперты найдут какие-то признаки заимствования или переработки. Но я уверен, что у РБК есть более важные дела, чем гоняться за каждым человеком, который вдохновился их статьями. Кажется, что если вы проделываете тщательную самостоятельную работу, вам не о чем волноваться.

Если быть совсем параноиком, то можно рассмотреть такую ситуацию: у вашего знакомого может быть письменная договорённость с РБК, что на протяжении какого-то времени после интервью он не даёт комментарии другим изданиям, не публикует ничего от своего имени и не содействует созданию публикаций о себе (вдруг ваш знакомый — Кевин Спейси?). Эдакое эмбарго. Если такая письменная договоренность есть, то ваш друг не имеет права давать вам интервью. При этом, если он даст вам интервью и вы его опубликуете, вы не нарушите ничьих прав, а ваш знакомый — нарушит, и разбираться РБК будет уже с ним, а не с вами.

Ещё более параноидальная ситуация: вы работали в РБК и уволились. Допустим, в вашем трудовом договоре написано, что вы не имеете права работать в деловых СМИ и создавать публикации на деловую тематику в СМИ на протяжении какого-то времени после увольнения. Если бы это время ещё не истекло, вы бы не смогли опубликовать интервью с вашим знакомым в СМИ. Другое дело — что «Тинькофф-журнал» не СМИ, но я бы не полагался на эти тонкости в этой маловероятной воображаемой ситуации.

Что касается «Тинькофф-журнала»: в журнал нельзя принести готовую статью. У нас принято сначала готовить заявку на статью, в которой обозначена тема, аудитория и полезное действие. Не всякая тема, которая показалась интересной РБК, будет интересна нашим читателям, поэтому прежде чем что-то писать — согласуйте заявку.

Советую прочитать статьи из цикла «Курс молодого бойца» — в них описаны наши принципы работы и требования к тексту.

P. S. Помните, что советы в интернете в области права, финансов, здоровья, воспитания детей, семейных отношений, политики, психологии, строительства и проектирования инженерных систем, безопасности, досуга, этикета, радиотехники и электроники, путешествий, правил въезда на территорию суверенных государств, таможенных ограничений, физики элементарных частиц и правил поведения в открытом космосе нельзя считать руководством к действию. Перед применением советов из интернета проконсультируйтесь со специалистом.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

1 Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Правдивость 4 1