|
Эту проблему следует решать по-изобретательски: пусть не вы проверяете авторов, а они сами проверяют себя.
Составьте редполитику — руководство для авторов. Опишите стандарты качества статей, распространённые ошибки, хорошие и плохие примеры. Пронумеруйте каждый пункт, чтобы было удобнее ссылаться. Вдохновитесь «Догмой» газеты «Ведомости»:
- 2.1. Никакие мнения в новостной и даже аналитической статье нельзя высказывать от имени газеты (« „Ведомости“ считают…») или от своего имени. Следует избегать таких безапелляционных слов, как «несомненно» или «очевидно». Авторы высказывают свое мнение только на странице «Комментарии» или в таких колонках, как «Вектор».
- 5.1. В новостных — и почти во всех остальных — статьях первый абзац должен представлять собой одно ясное и сильное утверждение.
- 5.4. В лид-абзаце должно содержаться краткое описание интриги, о которой читатель узнает из статьи. Заметьте: краткое и немногословное. Это описание ни в коем случае не должно быть скучным и наполненным официальными словами. Цель лида — заставить людей читать дальше.
- В этом плане первая фраза вроде «Борьба федеральных властей и иркутской администрации за контроль над крупнейшей независимой энергокомпанией „Иркутскэнерго“ вышла за рамки судебных разбирательств» работает плохо. Более приемлемо «Представители Минимущества, приехавшие в Иркутск на собрание акционеров крупнейшей независимой энергокомпании „Иркутскэнерго“, оказались под охраной тюремных надзирателей».
- Обостряя изложение, вовсе не нужно передергивать факты. Достаточно поднять повыше самые удивительные из этих фактов. Не стоит пытаться изложить абсолютно всю суть в лид-абзаце. Это можно делать по ходу статьи.
- 6.1. Лучше сводить число придаточных к минимуму. Например, не надо писать так:
- «После официальных докладов президента РАН академика Юрия Осипова и главного ученого секретаря РАН академика Николая Платэ, в которых, как и положено, перечислялись российские научные достижения — они действительно есть, кто же будет спорить, подтверждением чему может служить упомянутая статья в журнале Time, — на трибуну поднялся академик Страхов».
- Точка — лучший знак препинания. Если вы пишете не колонку, следует избегать скобок, точек с запятой и полностью исключить многоточия, если они не заменяют пропущенный текст в цитате.
- 6.2. Следует избегать бессмысленных слов и выражений: «своего рода», «своеобразный», «некоторый», «в значительной степени», «вместе с тем», «во многом», «судя по всему», «очевидно», «похоже», «очень»… («Компания Х является своего рода индикатором последних тенденций в…»; «В отчете Х видна некоторая озабоченность положением в секторах»).
- Кроме того, категорически запрещены выражения «на сегодняшний день» и «на данный момент». Оба они должны заменяться словами «сейчас» или «теперь». Они значат то же самое, но звучат менее дубово и бюрократично.
- В прямых цитатах перечисленные слова могут оставаться.
Редполитика — должностная инструкция автора. Её не обсуждают. Если автор работает в компании, он соглашается следовать редполитике во всём. Не нравится — до свидания.
Хорошо написанная редполитика работает волшебно: автор сам бьётся над статьей, пока, по его мнению, она не будет соответствовать требованиям. Чем более зрелой и подробной будет редполитика, тем более качественные статьи будут отдавать авторы.
Составляйте редполитику не сразу, а по ходу работы с авторами. Если автор допустил ошибку, заносите её в редполитику и говорите автору: «Я описала этот случай в редполитике, см. пункт 3.2.5». Теперь ваши комментарии — это ссылки на новые или существующие пункты редполитики.
Если ваша компания следует принципам информационного стиля и презирает стоп-слова, добавьте в редполитику пункт о шкале Главреда:
- Текст для сайта — не ниже 8 баллов по шкале Главреда
- Проверка: glvrd.ru
Главред — не панацея, и после него статьи всё равно придётся редактировать. Но он помогает очистить текст от явного шлака. Автор будет редактировать статью до тех пор, пока уровень шлака не опустится до допустимого минимума. И тогда уже точно нужна редполитика, которая коснётся более сложных моментов.
Редактор имеет право вернуть статью на доработку, как только встретит несоответствие редполитике. Заготовьте для этого шаблон в почтовом клиенте:
- Привет!
- Не могу принять статью, потому что она не соответствует п. 3.2.5.
- Пожалуйста, перепроверь, чтобы в статье всё соответствовало нашей редполитике: (ссылка)
Редполитика помогает перевести разговор из плоскости «нравится — не нравится» в плоскость «правильно — неправильно». Редполитика существует отдельно от редактора, это закон. На редполитику нельзя обижаться, с ней бесполезно спорить.
Если редполитика — закон, то редактор — это полиция. Редактор обязан строго следовать редполитике и так же строго спрашивать с авторов.
Редполитику удобно составлять в Гугль-документах: у редактора доступ на редактирование, у остальных — на чтение. Давайте ссылку на редполитику в вакансиях для новых авторов и тестовых заданиях. Так авторы будут заранее видеть, что их ждёт, и слабаки не будут отнимать ваше время. Хорошая идея — дать ссылку на редполитику на сайте, чтобы привлекать новых авторов и показать миру своё тщательное отношение к языку.
Редполитика — это частный случай принципа шаблонизации: «Если сделали что-то дважды, для третьего раза создайте шаблон». Этот принцип помогает безжалостно оптимизировать работу дизайнера, редактора, менеджера или переговорщика. Шаблоны — необходимое условие для масштабирования полезного действия.
Хороший редактор должен шаблонизировать свою работу, уметь управлять авторами, обучать их и выстраивать редакционный процесс. Управление проектами, людьми и собой — одна из дисциплин Школы редакторов.
|
|
|
|