|
Я встречал у некоторых редакторов правило, что задавать читателю риторические вопросы — дурной тон. Я сам следую этому правилу и стараюсь не задавать вопросы ради красоты:
Нет | Да |
У вас ещё нет велосипеда? Не можете выбрать? | Если у вас ещё нет велосипеда и вам трудно выбрать,.. |
Знаете ли вы, сколько энергии сжигаете в день? | Диетологи считают, что за день человек сжигает около… |
Помните, как было в школе? Учитель задаёт вам… | В школе учитель русского задавала мне… |
Но есть проблема. В разговорах вроде «риторические вопросы — зло» происходит подмена понятий. Мы обсуждаем форму текста так, будто эта форма имеет самостоятельную ценность. Будто сами по себе риторические вопросы — признак неуважения. И, следовательно, если заменить вопросы на утверждения, то текст станет более уважительным. Но это заблуждение.
Уважение и польза выражаются не в приёмах, которыми вы доносите мысль. Они выражаются в самой мысли: её глубине, достоверности, проработанности и пользе для читателя. Если вы написали о чём-то важном и сделали это с заботой и вниманием, то у вас получится хороший текст. Риторические вопросы тут ни при чём.
Вы правы, что глупо начинать статью с риторических вопросов «У вас ещё нет велосипеда? Не можете определиться с выбором?». В них чувствуется попытка манипулировать читателем, это неуместное заигрывание. Я бы не советовал так писать.
Но проблема здесь не в риторических вопросах. Проблема в том, что начало пустое. В нём заложена неинтересная мысль, которую автор пытается раскрасить риторическими вопросами. Если убрать риторический вопрос, текст не станет уважительнее.
Чтобы статью о велосипедах сделать интереснее, нужно обсуждать не форму, а содержание. Начните не с банальностей, а сразу с пользы или опасности для читателя. У меня получились такие варианты:
- Если неправильно выбрать велосипед, можно заработать грыжу, переломы, сотрясения, растяжения и даже бесплодие.
- Одним людям удаётся с лёгкостью забираться на велосипеде в горы и на лестницы. Для других это испытание. Разница между этими людьми — не в физической подготовке, а в выборе велосипеда.
- В первый сезон Максим ездил на велосипеде каждый день. Во втором сезоне — каждую неделю по выходным. В третьем сезоне он так и не достал велосипед с антресолей. Причина кажется смешной: ему было слишком тяжело вытаскивать велосипед из квартиры на улицу. Из-за того, что он не учёл эту тонкость при выборе велосипеда, он бросил кататься, толком не начав. В этой статье мы разберём тонкости, которые обычно не учитывают новички при покупке велосипеда.
Эти вступления интересные, потому что сразу цепляют читателя за что-то, что ему будет интересно. Когда мы нашли эти темы, способ их раскрытия уже не так важен. Можно и риторические вопросы задать, если очень хочется. Хуже не станет:
- Какие велосипедные травмы вы знаете? Как минимум это будет грыжа, переломы, сотрясения, растяжения и даже бесплодие. Всех этих травм можно избежать, если правильно подобрать велосипед под…
- Сможете ли вы подняться на велосипеде по двум лестничным пролётам? Некоторым людям это удаётся с лёгкостью. Для других это испытание. Разница между этими людьми — не в физической подготовке, а в выборе велосипеда.
- Допустим, вы хотите купить велосипед. Сколько сезонов вы готовы на нём ездить? Не спешите с ответом. Вот случай. В первый сезон Максим ездил…
Риторический вопрос — это просто приём. В нём самом по себе нет никакого неуважения к читателю, никакого перехода границ. Ничего плохого в нём нет. Плохо — когда он применяется к неинтересной мысли. Вот тогда стоит всё стереть и найти интересную мысль.
Забудьте на секунду, что есть хорошие и плохие приёмы редактуры, хорошие и плохие слова, правильные и неправильные способы выразить мысль. Нет этого ничего. Всё нейтральное. Каждый приём служит какой-то цели. Каждый приём можно применить уместно и неуместно. Вместо того чтобы оттачивать приёмы, оттачивайте смысл.
|
|
|
|